Саламов. Ашхабад. Туркменистан. Звучат предложения в угоду тщеславия Туркменбаши.
Чем ближе день начала работы очередного совещания старейшин Туркменистана, тем больше «ценных» предложений и инициатив поступает в адрес организаторов этого всетуркменского форума. В общем потоке, надо признать, есть весьма дельные предложения, направленные на совершенствование структуры и системы государственного управления, на решение назревших проблем подбора, подготовки и расстановки руководящих кадров, наконец, на повышение уровня благосостояния туркменского народа. Но нет-нет, да в местных газетах, издающихся под личным патронажем президента Туркменбаши, публикуются статьи и материалы, авторы которых в порыве своей угодливости и раболепия перед главой всех туркмен вносят на рассмотрение делегатов совещания предложения, никоим образом не влияющие на жизнь туркмен.
Такие предложения, как отмечают местные наблюдатели, подобно пробному шару, запускаются в начале в одной газете и, если из президентского Дворца не последует грозного окрика или публичного осуждения автора и газеты, то раскручиваются во всех средствах массовой информации Туркменистана. Если же сам президент не одобрит прозвучавшее предложение, выкажет по этому поводу свою отрицательную реакцию, то на этом предложении ставится окончательный крест. Ни одна газета больше не заикнется на эту тему.
Обратимся лучше к фактам. Онджик Мусаев, первый секретарь Политсовета Демократической партии Туркменистана и один из главных чиновников так называемого Общенационального движения «Галкыныш» - «Возрождение», получивший в народе прозвище «ынджык»-«зануда», от имени всех демпартийцев Туркменистана внес предложение о присвоении Ниязову высокого воинского звания маршала Туркменистана. Это предложение партийного чиновника не прошло - Туркменбаши в одном из своих публичных выступлений «пожурил» ретивого партократа и сказал, что «мы живем в мирное время и не нужно мне присваивать звание маршала».
А вот другое предложение подобного характера прошло. Чиновницы Союза женщин Туркменистана имени Гурбансолтан-эдже (это имя матери Туркменбаши) от имени ковровщиц и всех девушек и женщин страны предложили присвоить матери президента звание Героя Туркменистана. Сердару (Вождю) всех туркмен это предложение понравилось и вот появляется на свет постановление Меджлиса (парламента) Туркменистана о присвоении Гурбансолтан-эдже высшего звания - Героя Туркменистана (посмертно).
Сейчас на «обкатке» находится несколько других предложений, принятие которых, по мнению местных аналитиков, никоим образом не повлияет на уровень жизни народа, но зато может порадовать отца всех туркмен. Есть, например, предложение об объявлении 2003 года годом Гурбансолтан эдже. До недавнего времени молодежная газета издавалась под названием «Несил» (переводится, как поколение, род, потомство). Кто-то заметил, что «Несил» звучит слишком уж просто и надо эту газету издавать под названием «Бейик Туркменбашы несли» - «Поколение Великого Туркменбаши». Предлождение на самом верху понравилось и теперь молодежная газета выходит под новым названием. Коллектив этой газеты также не стоит в стороне от кампании «предложительства». Опубликовав статью старшего научного сотрудника Института истории при Кабинете Министров Туркменистана Какаджана Байрамова о древних традициях туркменского летоисчисления, молодежная газета сама пошла еще дальше. Она предлагает изменить название месяцев в календаре и январь отныне именовать месяцем Рухнамы, февраль - месяцем Туркменбаши, март -Новрузом, апрель - месяцем Эне (Мать), май - Ата (Отец). Июнь, по предложению газеты, должен называться Ораком (что значит Серп), июль - Огузом (по имени одного из прародителей туркмен), август Горкутом, сентябрь - Махтумкули, октябрь -Гарашсызлык (Независимость), ноябрь - Героглы, декабрь -Битараплык (Нейтралитет). Читатели газеты посмеялись над «инициативой» членов редколлегии газеты и сразу же попробовали примерить на себя новое предложение молодежки. Получилось необычно, как у индейцев из племени апачи. Например, в написании автобиографии: я, такой-то такой, родился десятого числа месяца Серпа, женился двадцатого числа месяца Рухнама, закончил службу в армии в месяце Туркменбаши, а в месяце Мать у меня родился сын.
И таких маразматических (другого слова и не подберешь) предложений от себя лично и от имени коллективов по многочисленным просьбам трудящихся в туркменской прессе звучит великое множество. Один чиновник от образования предлагает участникам большого туркменского совета обсудить идею пересмотра нагрудного знака «Мастер-учитель» и нанести на его лицевую сторону профиль Атамурата Аннанияз оглы - отца Туркменбаши, учителя по профессии. Другой предлагает создать публицистический фильм о священной книге Сапармурата Туркменбаши Рухнама.
Читая эти и другие предложения идолопоклонников и угодников, льстецов, лицемеров и подхалимов, здравомыслящие туркмены - а их в стране не так уж и мало - откровенно плюются. Ведь они точно знают, что такие «предложения» направлены в первую очередь на удовлетворение самолюбия Туркменбаши, в угоду его тщеславия, а не на улучшение жизни народа. Здравомыслящие люди знают, что никакого толку женщинам страны не будет оттого, что предстоящий год назовут годом Гурбансолтан эдже. Не поднимется на ноги рухнувшая система образования оттого, что на знаке «Мастер-учитель» появится профиль отца Туркменбаши. Тем не менее, предложения продолжают поступать и публиковаться. Ярмарка тщеславия и восхваления Туркменбаши в разгаре.