ПО-СОВЕТСКИ, или Есть ли у нас будущее
Р.МИРКАДЫРОВ, И.БАЯНДУРЛУ, САБИНА
88% электората Азербайджана (3 899 242 человека), согласно предварительным данным, приняли 24 августа участие в Общенародном референдуме по внесению изменений в Конституцию. Об этом говорится в сообщении Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Азербайджана от 25 августа. В окружные избирательные комиссии уже поступили протоколы итогов голосования в участковых комиссиях. Таким образом, предварительные данные по 8 блокам голосования следующие.
За изменения по обязательствам Азербайджана перед Советом Европы проголосовало 97,09% электората, против - 2,63%, недействительны 0,28% голосов. За изменения в связи с присоединением к Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человека проголосовали 97,01%, против - 2,69%, недействительны - 0,3% бюллетеней.
За изменения по совершенствованию проведения референдумов проголосовали 96,82%, против - 2,69%, недействительны - 0,35% бюллетеней.
За изменения в связи с выборами в Милли меджлис проголосовали 96,77%, против - 2,96%, недействительны - 0,27%.
За изменения в связи с выборами президента проголосовали 96,99%, против - 2,73%, недействительны - 0,28%.
За изменения по совершенствованию деятельности государственных органов - 96,79%, против - 2,92%, недействительны - 0,29%.
За изменения в связи с проведением судебной реформы - 96,79%, против - 2,8%, недействительны - 0,41%.
За блок "иные изменения" - 96,53%, против - 2,85%, недействительны - 0,41% голосов.
В сообщении ЦИК отмечается, что для наблюдения за голосованием 16 партиям было выдано 56 тыс. удостоверений, из которых 31 тыс. использовали это право. Так, от проправительственных партий, которым было выдано в общей сложности около 30 тыс. удостоверений, в наблюдениях участвовало около 27500 лиц. Оппозиционным партиям было выдано около 24 тыс. удостоверений, тогда как наблюдали за ходом голосования около 3500 их представителей.
До 27 августа официальные протоколы участковых и окружных избирательных комиссий поступят в ЦИК. В соответствии с законом, до 30 августа официальные итоги референдума должны быть объявлены ЦИК, через 20 дней после этого данные будут опубликованы в печати.
В сообщении ЦИК особо отмечается, что во время референдума не поступало никаких жалоб, связанных с нарушениями законов.
Итак, мы стали свидетелями референдума, проведенного в чисто советском стиле. Хотя нет. В использовании административного ресурса на этот раз мы даже пошли несколько дальше.
Правильно говорят, что первое впечатление - самое верное. Еще рано утром зазвонил телефон одного из авторов этого материала. Звонили друзья, знакомые, которые, как правило, были учителями в общеобразовательных школах. Среди звонивших были и работники других госучреждений. Всем им администрация госучреждения строго-настрого наказывала пойти на референдум и проголосовать. Но не только. Оказалось, что руководители госучреждений не верят на слово своим сотрудникам. Для верности от одних требовали запомнить свой порядковый номер в регистрационном листе, а от других, придя на работу, захватить с собой извещение с приглашением на референдум, но с печатью избирательного участка, где голосовал конкретный сотрудник.
Но у бедных учителей "работы" в день голосования было намного больше. Они на самом деле потрудились, как говорится, в поте лица. Учителя разнообразными методами завлекали родителей-избирателей в участки для голосования. Родители учеников начальных классов почему-то только в этот день могли в школе получить бесплатные учебники для своих детей, естественно, предварительно проголосовав на референдуме. И с родителями учеников старших классов особых проблем не было. Учителя названивали по домам и приглашали их на избирательные участки. Ну какой родитель захочет, чтобы у его чада "возникли проблемы" с оценками? Подобная информация имелась у большинства журналистов, намного раньше того, как они приступили к наблюдению за ходом голосования. И оппозиция здесь не при чем. Звонили возмущенные родственники, друзья, которым "испортили" последние выходные перед началом учебного года.
Приведем несколько примеров наблюдения за голосованием со стороны наших корреспондентов.
11.00 утра. Кинотеатр Баку. В фойе кинотеатра, где находилось несколько избирательных участков, входит пожилая женщина, которой на вид не меньше 70-ти лет, скорее всего - беженка, работающая уборщицей в одном из госучреждений. Она явно растеряна. Не знает, что и как делать. Сотрудник кинотеатра, желающий помочь ей, говорит, что если она пришла на референдум, то пусть подходит к столам, берет бюллетень и голосует. А семидесятилетняя женщина возмущенно заявляет: "Я не разу в жизни не голосовала! Покажите мне что и как делать".
Вот так. Этот референдум все же отличается от советских. Почти за 60 лет жизни при советской власти эту женщину никто не смог заставить прийти в избирательный участок. На ее веку выборов и референдумов было ох как много.
13.00. Мы с группой журналистов в 28-ом избирательном участке 27-го избирательного округа Насиминского района и говорим с наблюдателем от газеты "Азадлыг", корреспондентом Фархадом Мамедовым: "Член избирательной комиссии от ПНФА заявил, что до этого момента проголосовали около 160 избирателей. А председатель комиссии утверждает, что уже почти 600 избирателей участвовали в голосовании". Член комиссии от ПНФА подтвердил, что из 1134 избирателей к этому моменту проголосовало всего около 160. Мы поговорили и с председателем участковой комиссии, которая утверждала, что к этому моменту к урнам для голосования пришли почти 550 избирателей.
13.15. Избирательный участок в Русском драматическом театре. Наблюдатели от оппозиции утверждают, что в голосовании участвовало 102 избирателя из 737, а председатель комиссии - более 150-ти. Здесь мы попытались беседовать и с наблюдателями, представлявшими проправительственные партии. Подошли к одному молодому человеку, попросили представиться. Тот, прочитав бумажку, которую держал в руках (!) заявил, что является наблюдателем от Партии социального благоденствия.
17.40. По дороге в Бакинский пресс-клуб заходим в штаб-квартиру АМИП. Там натыкаемся на наблюдателя от АМИП Рашида Сулейманова, которого уже выдворили из избирательного участка: "Я был наблюдателем в 17-м участке 28-го избирательного округа. В 17.10 в избирательный участок вошла женщина, которая была членом комиссии и незнакомый мне мужчина. В их руках была переносная урна для голосования. Они заявили, что возвращаются из Института глазных болезней, где проголосовали 112 избирателей. Оказалось, что к ним никто не обращался с заявлением о необходимости подобного "похода", как того требует положение закона. Кроме того, я обратил внимание членов комиссии на то, что если в больницах, госпиталях находится более 30-ти больных, нельзя использовать переносную избирательную урну. Закон требует создания в этих учреждениях отдельных избирательных участков. То есть комиссия грубо нарушила существующее законодательство. К этому времени на этом избирательном участке проголосовали 185 избирателей из 1072. После этих протестов меня насильно выдворили из избирательного участка".
Ближе к вечеру мы побывали в 32-м и 33-м избирательных участках 27-го округа. Там члены комиссии от ПНФА сообщили, что в избирательные урны "заброшено" более 400 "левых" бюллетеней в каждом избирательном участке. Председатель 32-й избирательной комиссии, она же директор школы N 133, Жаля Гаджиева заявила нам, что без ее разрешения мы "не имели права говорить с членами комиссии от оппозиции". Она явно пыталась нас спровоцировать на скандал. Только после телефонного звонка председателя Комитета защиты прав журналистов "РУХ" Афлатуна Амашова в ЦИК она "успокоилась".
С подобным же отношением мы столкнулись в 147-й школе, где находился 11-й избирательный участок 11-го округа. Там, мило побеседовав с журналистами, директор школы Халима Мехтиева запретила им общение с наблюдателями, представляющими оппозицию, без разрешения председателя окружной комиссии... Характерным было то, что в определенные часы наблюдался всплеск потока голосующих, причем по разным округам в различное время. Но в общем основополагающее хождение масс к урнам завершилось уже к трем часам. Один из корресподентов "Зеркала" сосредоточил свое внимание на территории Ясамальского района. И надо признать, первый же "наблюдательский блин" вышел комом. Председатель участкового избиркома Ясамальского округа, разместившегося в здании Педагогического коледжа им. М.Сабира, за неимением некой бумажки о регистрации в ЦИК, в нарушение целого ряда законов и в крайне неэтичной форме воспрепятствовал проникновению нашего журналиста на участок. По команде избиркомовского начальника, отказавшегося представиться, у входа на участок появилась группа полицейских, потребовавших, в отличие от избиркомовца, в корректной форме покинуть здание. Пришлось подчиниться. Однако наблюдатели от оппозиции успели зафиксировать нарушение Конституции и закона, о чем был составлен соответствующий протокол.
Более продуктивным было журналистское наблюдение на восьмом участке Ясамал-Насиминского второго референдумного округа, К чести участковой избиркомовской администрации, наш корресподент был беспрепятственно допущен к месту. К моменту прибытия, по словам председателя участковой комиссии, уже проголосовала половина электората. Однако группа наблюдателей от оппозиции, скрупулезно фиксирующая каждого проголосовавшего, назвала цифру меньшую в два с половиной раза. Корресподент "Зеркала" записал данные обоих сторон. Власти утверждали, что на этом участке проголосовало ровно 1000 избирателей из 1306, зафиксированных в списках, наблюдатели от оппозиции доказывают, что к урнам пришло всего 506 человек. Что, в принципе, тоже неплохо...
Оппозиция отреагировала на ход референдума достаточно оперативно. В три часа представители оппозиции провели брифинг, в котором заявили о грубых фальсификациях. По утверждению зампреда АМИП Ильгара Мемедова, к 12 часам по столице проголосовало всего 3-4%, а по сельским районам 6-7% избирателей. А правящая ПЕА "заговорила" ночью через два часа после завершения референдума. "Высокая активность избирателей на референдуме стала еще одним наглядным свидетельством доверия азербайджанского народа президенту Гейдару Алиеву и его политике". Об этом заявил исполнительный секретарь партии "Ени Азербайджан" Али Ахмедов.
А.Ахмедов также не исключил возможности продолжения антипропаганды оппозиции и в отношении итогов референдума.
Следует отметить, что тему референдума А.Ахмедов продолжил и на пресс-конференции руководителей проправительственных партий, входящих в коалицию "Референдум-2002", состоявшейся вчера в резиденции ПЕА.
А.Ахмедов подчеркнул, что заявления оппозиции об участии в референдуме 5% населения, являются домыслами. Также, ссылаясь на ПЕА, он привел данные о давлении на членов избирательных комиссий со стороны представителей оппозиционных партий. При этом он особо отметил, что они пытались воздействовать на "своих", которые, независимо от этого, подтвердили итоги референдума. Среди приведенной информации есть факты по избирательным комиссиям Товузского, Ханларского и Дашкесанского районов. А.Ахмедов еще раз подтвердил заявление председателя Центризбиркома Мазахира Панахова о том, что ПНФА поставила перед своими представителями в избиркомах задачу - не утверждать итоги проведенного референдума.
Вот такой у нас получился референдум. Кстати, ожидается достаточно жесткая реакция со стороны международных организаций, и даже ОБСЕ...