за успешную конкуренцию? //GazetaSNG.ru// Алексей Чичкин
Госдепартамент США включил 13 сентября три российские компании в "черный список", обвинив их в "поставках военных технологий в страны, которые поддерживают терроризм". Наказания вводятся против Тульского инструментально-конструкторское бюро, госпредприятия "Базальт" и Ростовского авиационного предприятия "номер 168". Американским компаниям запрещено поддерживать с ними деловые контакты и "работать" с их продукцией, в том числе в международных проектах.
Цена вопроса здесь, по самым скромным оценкам, - около 200 миллионов долларов. Но важно и то, что несколько лет назад схожие наказания введены против трех российских заводов, сотрудничающих не только с Ираном, но и с Сирией. Теперь же, повторим, формулировка более глобальная: за связи со "странами, поддерживающими терроризм". А ведь к таковым в США ныне относят около 10 государств!
Кстати, в США действует пять законов, предусматривающих односторонние санкции против стран и компаний, сотрудничающих с "изгоями". Санкции же эти включают, в частности, лишение рыночного статуса, бессрочные запретительные пошлины, жесткие условия по выплате внешних долгов и притормаживание переговоров по вступлению "виновника" во Всемирную Торговую Организацию. Правда, сама ВТО так и не признала такие американские законы. Иными словами, для России здесь возможны любые варианты.
Руководители упомянутых российских предприятий отвергают американский "наезд", считая, что такие меры - один из способов давления на Москву в плане свертывания выгодных связей со многими странами. А, например, ближневосточные и иранские аналитики полагают, что Вашингтон решил "поиграть экономическими мускулами" в канун американо-британской агрессии против Ирака и, вероятно, силовых мер США против некоторых стратегических объектов в Иране - прежде всего в сфере атомной энергетики. Заметим, в этой связи, что на иранских правительственных интернет-сайтах в последнее время появляются материалы, согласно которым Россия, якобы, может уступить американскому давлению и "без лишних комментариев отказаться от своих обязательств".
Впрочем, мало кто знает, что упомянутые российские предприятия не единожды оставляли, что называется, вне игры американских и британских конкурентов в Восточной Европе и Южной Америке. Вероятно, и этот фактор повлиял на упомянутое решение Вашингтона: в пользу этой версии говорит, к примеру, тот факт, что в 1997 году Пентагон добился-таки отказа Индонезии от сотрудничества с Россией в военно-технологической сфере: ведь США угрожали Джакарте принудительной выплатой индонезийских долгов и последующим дефолтом...