CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gazetasng.ru

Путь к "каспийскому согласию" будет долог

25 сентября 2002

к "каспийскому согласию" будет долог //GazetaSNG// Александр Орлов Подписание президентами Гейдаром Алиевым и Владимиром Путиным соглашения о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря вызвало широкий резонанс в прикаспийских странах. При этом чуда не произошло, ведь Казахстан, который уже подписал с Москвой соглашение аналогичное российско-азербайджанскому, заявил о заинтересованности в скорейшем урегулировании вопроса о правовом статусе водоема, а Иран не признал документ, который скрепили своими подписями Путин и Алиев.

Напомним, что российско-казахстанские договоренности сдвинули в мертвой точки переговоры по правовому статусу Каспия, а позиция, озвученная президентом Путиным на саммите каспийской пятерки: "Делим дно, вода общая", признана большинством прикаспийских государств не только как оптимальный вариант раздела, но и сотрудничества по охране и воспроизводству каспийских биоресурсов. Кроме того, налитики заговорили о том, что раздел дна - единственно возможный путь компромиссов и предотвращения военно-политических конфликтов в регионе, как это было между Туркменией и Азербайджаном, Азербайджаном и Ираном.

Официальная же позиция последнего остается неизменной: делить дно и воду по равным (20-процентным) долям, обеспечив "равную достпуность" прикаспийских стран к нефтегазовым закромам в любом секторе моря. Как уже сообщала "ГазетаСНГ", иранский сектор Каспия лишен углеводородного сырья, зато переполнен осетровыми, в том числе мигрировашими с нефтегазоносных участков моря. Так что стремление Тегерана проникнуть в нефтегазовые кладовые бассейна объяснимо. Пока что согласие почти всех прикаспийских государств делить дно и его ресурсы не влияет на позицию Ирана, хотя Тегеран неоднократно заявлял о возможности компромисса.

Не исключено, что под давлением своих соседей по Каспию Иран изменит свою позицию. Такого мнения, кстати, придерживается Гейдар Алиев, который, комментируя позицию МИД Ирана в отношении соглашения по делимитации дна Каспия, выразил уверенность, что беспокоиться по поводу того, что Тегеран не признает этот документ, не стоит, переговоры на уровне экспертов с иранской стороной продолжаются.

Представляется, однако, что Тегеран будет трудно убедить в целесообразности раздела Каспия по принципу "делим дно, вода общая". Как сообщает "Иран.Ру", в Тегеране убеждены, что без его согласия ни одно двух-, трех- и четырехстороннее соглашение не имеет законной силы, поскольку правовой статус моря-озера должен основываться на договорах 1921 и 1940 годов и с учетом того веса голоса, каким Иран обладал в качестве одной из сторон при подписании названных договоров, а также конвенций, заключенных до распада Советского Союза. Вместе с тем заведующий кафедрой международного права факультета права и политологии Тегеранского университета Юнес Моулаи с сожалением констатировал: "Сейчас мы не в состоянии ставить вопрос о правомочности двусторонних соглашений с юридической точки зрения. Мы не можем создать серьезных препятствий для их выполнения. В течение длительного времени Иран шел по ошибочному пути, и ему не удалось убедить прикаспийские государства в том, что у него есть свои права и эти права следует уважать". По его мнению, под влиянием внутренних и внешних условий Тегеран упустил шанс получить свою долю в 20%. С того момента, как Казахстан и Россия пришли к согласию о разделе северной части Каспийского моря и практически 49% акватории были поделены между Россией и Казахстаном, а Азербайджан и Туркмения не стали серьезно выступать против этого, разговоры о доле Ирана в 20% закончились. При этом г-н Моулаи отметил, что поскольку во всех двусторонних соглашениях по Каспию речь идет обо всех частях моря, а именно о поверхности, о дне и о том, что находится под дном, у Тегерана не будет возможности разрабатывать нефтяные запасы водоема. Он уточнил, что нефтяные источники оказываются вне иранской зоны, а часть, предназначаемая для Ирана, будет составлять от 13 до 17% водного пространства.

Учитывая жесткую позицию Ирана с уверенностью можно судить о том, что до окончательного урегулирования юридического статуса Каспия еще далеко. На пути России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркмении к превращению Каспийского моря в зону мира и подлинного сотрудничества может возникнуть немало трудностей.

gazetasng.ru

Предыдущая статьяМы спим в одной кровати, но видим разные сны"
Следующая статьяКому нужен такой ЕврАзЭС?