Кому нужен такой ЕврАзЭС? //"Новые известия"// Рустем Фаляхов
В столице Казахстана Астане состоялась выездная сессия Международного государственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав правительств пяти государств. По итогам сессии можно прогнозировать некоторые перспективы развития этой структуры.
Напомним, ЕврАзЭС официально создано в октябре 2000 года по инициативе России, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана, Киргизии. Статус наблюдателей при нем имеют Украина и Молдавия. Цель нового сообщества - создание единого экономического пространства, некоего "общего рынка" товаров и услуг для государств, входивших в СССР.
Что и говорить, цель благая. И продиктована она трезвыми размышлениями. Во-первых, "советские товары" не очень-то нужны европейскому рынку, а потому нет смысла пыжиться, а лучше восстанавливать порушенные с развалом Союза экономические связи.
Во-вторых, ко времени создания ЕврАзЭС стало понятно, что наиболее масштабное международное сообщество, возникшее на постсоветском пространстве - СНГ, - не оправдало надежд. И было логичным шагом перехватить инициативу и попытаться договориться, на этот раз в рамках ЕврАзЭС. Европейскую часть могли бы представлять Россия, Украина, Белоруссия, азиатскую - все остальные желающие из советской обоймы союзных республик.
Насколько идея удалась, как раз и показал, модно выражаясь, саммит в Астане. ЕврАзЭС развивается очень медленно. Два года ушло на подготовку проектов документов, согласовывающих экономическое взаимодействие внутри пяти стран-участниц. Быть может, потому, что у Евразийского сообщества, как надгосударственной структуры, немало конкурентов и есть параллельные обязательства перед другими экономическими сообществами. Например, Украина и Молдавия, записавшиеся в наблюдатели к ЕврАзЭС, уже входят в ГУУАМ. А Узбекистан, без которого невозможно, хотя бы в силу его географического положения, создать полноценное сообщество, вообще не обнаруживает желания поучаствовать в ЕврАзЭС даже в качестве наблюдателя.
Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота гордо называет свою организацию евразийской моделью Европейского союза. Но можно ли себе представить, чтобы без согласия всего Евросоюза некоторые его участники договорились бы между собой о сотрудничестве в производстве военной продукции или заключили соглашение о сопредельных участках морского побережья? Нет, конечно. А Россия и Азербайджан такие соглашения заключили, даже и не вспомнив об ЕврАзЭС.
До кучи можно вспомнить о Шанхайской организации сотрудничества, в которую входят некоторые Члены ЕврАзЭС (плюс Китай), а некоторые не входят. Или договор о коллективной безопасности, подписанный опять же некоторыми членами ЕврАзЭС и Арменией. Если учесть, что Киргизия уже вступила в ВТО, а остальные евразэсовцы еще только собираются это сделать, то договорные возможности Евразийского экономического сообщества выглядят проблематично. Все слишком запутано, и в этой ситуации легко ни за что не нести ответственности.
Короче говоря, Евразийский "Общий рынок" в нынешнем виде - структура аморфная и неэффективная. Но это не значит, что ЕврАзЭС никому не нужен. Красивая идея живет своей собственной жизнью, обеспечивая благополучие множества высокопоставленных отставных чиновников. Выходит, евразийство - это только для них?