С РОССИЕЙ ПОДПИСАНО. НО ГЛАВНАЯ РАБОТА ЕЩЕ ВПЕРЕДИ Азербайджан сохранил свои рамки каспийского сектора на севере, однако нужно договариваться еще на востоке и юге
Э.МАХМУДОВ
В прошлом номере мы уже писали о первом дне рабочего визита президента Азербайджана Гейдара Алиева в Москву, основным событием которого, наряду с остальными, стало подписание двустороннего российско-азербайджанского соглашения о секторальном разграничении Каспийского бассейна.
Вчера же официальная часть визита главы Азербайджана завершилась в Московском государственном институте международных отношений, где в присутствии министра иностранных дел России Игоря Иванова ему была вручена мантия почетного доктора данного учебного заведения.
Тем не менее, внимание представителей прессы, сопровождавшей президента, было уделено, главным образом, вопросу двустороннего соглашения по Каспию. И это не мудрено - ведь это соглашение, фактически, закрепило тройственный союз в данной проблематике. За его "кордоном" оказались Туркменистан и Иран. В этой связи журналисты обращались к представителям сторон, которые были задействованы в переговорах. Особенно в свете заявлений президента Путина о том, что стороны имели ряд противоречий, которые были в итоге разрешены на основе взаимных компромиссов, нас интересовал в первую очередь вопрос о том, каковы были уступки азербайджанской стороны и затронули ли они азербайджанский сектор на Каспии.
Как сообщил журналистам советник президента по вопросам нефтяной политики Али Асадов, копромисс состоял из нахождения правильных точек координат. Они были определены по "модифицированной срединной линии и вопрос модифицированности состоит в определении более конкретной точки. Основной вопрос переговоров состоял именно в определении этих точек. Точное определение на толще воды или его дне невозможно, просто потому, что нет таких методов. Есть общие принципы. Вот в процессе переговоров и определяли эти точки". По его словам, сектор Азербайджана "практически остался неизменным".
По прибытии в Баку, как обычно, Гейдар Алиев провел пресс-конференцию, в которой осветил основные вопросы, которые были затронуты на переговорах в Москве. В беседе с жуpналистами он выpазил удовлетвоpение итогами pабочего визита в Россию. Как отметил Г.Алиев, визит осуществлялся с целью дальнейшего pазвития двустоpонних отношений. Он подчеpкнул, что эти связи не наносят ущеpба отношениям Азеpбайджана с дpугими стpанами. По словам президента, Владимиp Путин не сделал и намека по поводу отношений Азеpбайджана с дpугими госудаpствами. Такую позицию pоссийского pуководства Алиев назвал "демокpатическим подходом".
Самое главное, что комментиpуя подписанное соглашение о pазгpаничении дна Каспия, Г.Алиев сказал, что оно не меняет площадь азеpбайджанского сектоpа и гpаницы сектоpов пpоходят по линии, опpеделенной еще в советское вpемя. Пpезидент напомнил, что на стыке сектоpов на азеpбайджанской стоpоне pасположена нефтяная стpуктуpа "Ялама", котоpая pазpабатывается совместно с компанией LUKoil. Гейдар Алиев просто выpазил сожаление по поводу негативной pеакции Тегеpана на азеpбайджано-pоссийские договоpенности по Каспию.
Глава госудаpства уклонился от ответа на вопpос, обсуждались ли на пеpеговоpах пpезидентов Азеpбайджана и РФ pоссийско-гpузинские отношения, заметив лишь, что состоялся обмен мнениями о ситуации на Кавказе.
От себя хочу заметить, что после нынешнего визита президента Азербайджана в Москву в свете подписанного соглашения по Каспию есть три момента. Первый: отныне уже документально существует тройственный союз - "Азербайджан-Россия-Казахстан", который однозначно, и видимо, безоговорочно определил приоритеты трех стран в решении каспийской проблемы.
Второй: определив свои границы на Каспии на севере и на северо-востоке, именно Азербайджану (а не России, которая уже имеет соответствующее соглашение с Казахстаном) все еще нужно решать ту же проблему раздела Каспия с Туркменистаном и Ираном. То есть, Россия свои вопросы уже фактически решила. Остается лишь надеяться, что она будет активно содействовать официальному Баку в его проблемах со своими несговорчивыми соседями. Если с Туркменистаном это и будет сделать полегче, то с Ираном, который уже в момент подписания азербайджано-российского соглашения выступил с протестом, будет намного сложнее.
Откровенно говоря, московские заявления Путина лично меня не сподобили к мысли о том, что Москва "попрет" на Тегеран, дабы помочь Азербайджану в решении его проблем с южным соседом. И подписание соглашения с Россией по Каспию, хоть и обозначает позицию северного соседа по данной проблеме, отнюдь не означает, что Москва станет активно помогать нам в решении проблем с Ираном. А ведь именно южные "позиции" Азербайджана на Каспии и являются самым больным вопросом официального Баку.
Правда, состоявшиеся совместные военные учения России, Азербайджана и Казахстана на Каспии и дают определенные надежды на то, что отныне "север" не позволит никому бряцать оружием в данной акватории, но никак пока не придает уверенности в том, что Москва особо сильно поддержит Баку в его "борьбе" с Тегераном. По крайней мере, Путин прилюдно такой позиции не высказывал.
Отсюда возникает много других вопросов. Но это - уже совсем другая история. Поговорим об этом попозже...
Баку-Москва-Баку