CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТУРКМЕНСКИХ СПЕЦСЛУЖБ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О НАДВИГАЮЩЕМСЯ КРИЗИСЕ В ТУРКМЕНИСТАНЕ

2 октября 2002

ТУРКМЕНСКИХ СПЕЦСЛУЖБ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О НАДВИГАЮЩЕМСЯ КРИЗИСЕ В ТУРКМЕНИСТАНЕ Роджер Н. Макдермот

27 сентября глава авторитарного режима Туркменистана президент Сапармурат Ниязов встречался с руководством компании «Катерпиллар», крупнейшего американского производителя средств механизации. На встрече обсуждались вопросы планирования работ на предполагаемом строительстве газопровода. Однако кризис в органах государственной безопасности Туркменистана может разразиться гораздо раньше, чем осуществятся планы каких-либо трубопроводов.

У Ниязова имеются основания, чтобы чувствовать себя уверенно, однако для беспокойства оснований у него должно быть гораздо больше. Стремясь к стабилизации центральноазиатского региона, Соединенные Штаты 27 августа обещали увеличить объем помощи, связанной с обучением и технической поддержкой Государственной пограничной службы Туркменистана. Однако трудно понять, чего могут добиться американские инструкторы от туркменских военных, которые ведут нищенское существование, боевой дух которых подорван, а материальная часть в войсках изношена. Экономика страны неразвита и находится в застое, а приверженность Ниязова политике нейтралитета означает, что туркменские солдаты практически не готовы к военным действиям. Поскольку прямой угрозы территориальной целостности не существует, Ниязов сосредоточил внимание не на существенно важной военной реформе, а на таких второстепенных вопросах безопасности, как охрана границы и защита энергетических интересов на Каспии. Недавние кадровые изменения в органах безопасности свидетельствуют о начале кризиса; появились также признаки того, что высшее военное руководство становится все менее лояльным Ниязову.

10 сентября Ниязов уволил с поста председателя Комитета национальной безопасности (КНБ) генерал-полковника Порана Бердыева, назначив на его место полковника Батыра Бусакова, ранее занимавшего должность заместителя начальника верной Ниязову службы охраны президента. Начиная по крайней мере с марта, после того, как Ниязов разжаловал и арестовал руководителя комитета за злоупотребления и коррупцию, и в том числе за участие в торговле наркотиками, в КНБ царит сумятица. Одновременно с волной увольнений бывший министр иностранных дел Борис Шихмурадов пытался собрать голоса в поддержку требования о смещении нынешнего президента. Перетряске подверглись также министерство обороны и другие ведомства. На главу пограничной службы Тиркиша Термаева было заведено уголовное дело. Ниязов назначил Бердыева на пост председателя КНБ во время мартовских чисток, однако кампания против высшего звена туркменских спецслужб на этом не закончилась. Сформировав временную комиссию по расследованию, президент санкционировал арест более 60 сотрудников КНБ, в том числе начальника отдела обучения и методологии КНБ генерал-майора Фарида Атамурадова, начальника отдела центрального аппарата полковника Исмаила Аманова и заместителя начальника управления КНБ по Марыйской области полковника Алламурада Рахимова. Некоторые из арестованных проходят по уголовным делам, которые ведет генеральная прокуратура республики. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].

Взяв на прицел КНБ, Ниязов не оставил сомнений в своих действиях. 23 июля Народный совет в Ашгабате заявил, что Ниязов намерен произвести полную ревизию деятельности правоохранительных органов страны и рассмотрит «права и обязанности» руководителей органов госбезопасности. Мало кто сомневается, что за кадровыми перестановками скрывается более глубокий кризис, причины которого связаны с культом личности Ниязова и его стремлением во что бы то ни стало сохранить власть. Оказывая давление на КНБ, Ниязов, по-видимому, пытается исключить любую возможность развития событий в нежелательном направлении.

В дополнение к обычным функциям спецслужб КНБ отвечает также за деятельность военной контрразведки и должен информировать президента о лояльности высших чинов вооруженных сил. Это сложная и очень важная задача, ставшая особенно актуальной в результате действий Шихмурадова и его союзников за рубежом. Ниязов обеспокоен возможностью очередных измен. КНБ должен быть опорой президента, его сотрудники должны испытывать чувство преданности режиму, и коррупированность можно терпеть только до тех пор, пока от нее имеется польза, если она служит «глазами и ушами» высшего руководства. Опыт работы Бусакова в президентской охране пригодится ему на должности председателя КНБ. Однако сам факт этого назначения свидетельствует о существовании потенциальной угрозы. Решения Ниязова диктуются необходимостью контроля над недовольной верхушкой туркменской армии.

Представления Ниязова о военной реформе изменились, и вместо развития наступательного потенциала упор сегодня делается на самообороне. В июне 2001 г. Ниязов объявил о планах повышения окладов военнослужащим за счет сокращения более чем на 10 тысяч человек персонала армии, пограничной службы и полиции. В феврале 2002 г., опасаясь возможного нападения с воздуха со стороны Узбекистана, Ниязов заявил, что страна нуждается в «пилотах, сверхзвуковых самолетах, вертолетах и технической службе поддержки всего воздушного флота», и перестал обращать внимание на армию. Кадры для военно-воздушных сил Туркменистана проходят подготовку в России, на Украине и в Турции, часто в обмен на поставки природного газа или в счет связанных с ними долгов. Сегодня туркменские ВВС являются наиболее подготовленными боевыми подразделениями вооруженных сил Туркменистана, и их дальнейшее развитие, связанное с укреплением баз в Ашгабате и Мары, обеспечит более надежную защиту энергетических интересов страны на Каспии, чем слабая туркменская флотилия. Остается неясным, каким образом будет повышена боеспособность армии. Ниязов объявил о своем намерении призвать в марте на службу в армию от 20 до 25 тысяч человек. Выполнение этого плана приведет, скорее всего, к дальнейшему падению боевого духа военнослужащих и увеличению случаев дезертирства.

Ниязов не случайно сосредоточил свое внимание на КНБ. Роль КНБ как инструмента политических репрессий не изменится, разве что Ниязов захочет направить его способности на подавление политической оппозиции. Президент намерен также увеличить численность сотрудников комитета, в настоящее время достигающую 5 тысяч человек. Этот план свидетельствует о том, насколько легко Ниязову удается управлять силовыми министерствами, несмотря на все увольнения и всю сумятицу, которая царит в них уже в течение нескольких месяцев. План расширения комитета свидетельствует также о хрупкости культа личности Ниязова - особенно учитывая существование плохо финансируемой и потерявшей боевой дух армии. Преобразовав шпионскую сеть фактически в государственное министерство, Ниязов рассчитывает в ближайшие месяцы установить плотное наблюдение за руководящим звеном КНБ.

От редакции. Роджер Н. Макдермот - политический консультант Центра международной безопасности при Абердинском университете (Шотландия).

eurasianet.org

Предыдущая статьяТуркмения -- взрывы и аферы
Следующая статьяНИЖНЯЯ ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА КАЗАХСТАНА РАТИФИЦИРОВАЛА СОГЛАШЕНИЕ С РОССИЕЙ О РАЗГРАНИЧЕН