ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСТУПИЛИ С КРИТИКОЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТОРОВ В СВЯЗИ С НЕЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАЙМОВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
На следующий день после того, как Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) завершили свою ежегодную сессию обращением к богатым странам, призвав их развернуть более энергичную торговлю со странами бедными, ассоциация природоохранных организаций призвала международных кредиторов принять меры, чтобы предотвратить нецелевое использование Азербайджаном государственных средств, направляемых на финансирование одного из важнейших международных проектов на Кавказе.
В письме от 28 сентября, направленном Всемирному банку и Европейскому банку реконструкции и развития, организации, объединенные в Сеть кавказских природоохранных НПО (CENN), выразили протест против сделанного13 августа заявления о том, что Государственный нефтяной фонд «возьмет на себя 80 процентов обязательств [государственной нефтяной компании]» по строительству нефтепровода из Баку через Тбилиси в турецкий порт Джейхан. 18 сентября прошла церемония закладки первого камня в строительство 1760-километрового трубопровода. Многие наблюдатели, включая российского министра иностранных дел Игоря Иванова, скептически оценили способность трубопровода достаточно быстро покрыть расходы инвесторов, учитывая условия пересеченной местности, по которой будет проходить его маршрут, и жесткую конкуренцию. Отмечая неопределенность с этим вопросом, подписавшие письмо представители НПО заявляют, что Азербайджану не следует расходовать средства нефтяного фонда, учрежденного правительством в 2000 г. для направления нефтяных и газовых доходов на социальные программы, финансируя рискованный нефтяной проект. Они обеспокоены также тем, что финансирование строительства будет трудно контролировать. «Совершенно необходимо, чтобы Всемирный банк и МВФ настояли на изменении решения, принятого азербайджанским правительством, - говорится в заявлении НПО, подписанном в том числе и Мананой Кочладзе из тбилисской «Зеленой альтернативы». - Поддерживаемые Фондом проекты должны в обязательном порядке направляться на борьбу с нищетой, повышение уровня здравоохранения, улучшение социальной сферы и улучшение условий окружающей среды».
Этими требованиями предлагается более строгий контроль над выделенными средствами, чем это предусматривалось в соглашениях между Азербайджаном и международными кредиторами. Учредительный договор Нефтяного фонда предоставляет Нефтяному фонду право инвестировать средства в строительство трубопровода, а президент Гейдар Алиев имеет право ежегодно утверждать программу расходов фонда. НПО правы в том, что в уставе Нефтяного фонда подчеркивается в качестве приоритетного направления расходование средств на социальную сферу. Согласно уставу, «активы могут использоваться для решения наиболее важных, имеющих значение для всей страны проблем, для строительства и реконструкции стратегически значимых элементов инфраструктуры, с целью социально-экономического развития страны». В том же уставе говорится, что хотя большая часть денег будет поступать от нефтяных и газовых доходов, фонд может расходовать прибыль, полученную от собственных инвестиций.
Тем не менее Всемирный банк и представители МВФ выразили обеспокоенность тем, что активы Нефтяного фонда будут направлены на поддержку рискованных инфраструктурных проектов, не обязательно предполагающих получение доходов. Когда в июле 2001 г. МВФ принял решение о выделении Азербайджану кредита в 100 млн долларов, он подчеркивал значимость надежного и всегда готового к аудиту Нефтяного фонда. «Были установлены принципы управления и инвестирования активов Нефтяного фонда, - говорится в заявлении МВФ, - которые должны были гарантировать, что эти активы будут управляться с осторожностью и что информация о вложении этих средств будет становиться достоянием публики на регулярной основе». Кредит был предоставлен после того, как Всемирный банк одобрил предложенную Азербайджаном программу по борьбе с бедностью. В этом контексте НПО заявляют, что вложение денег Нефтяного фонда в строительство трубопровода «Баку - Тбилиси - Джейхан» является нецелевым использованием средств и может не принести доходов, хотя и поддерживается Соединенными Штатами и крупнейшими частными инвесторами.
Кроме того, НПО заявляют, что учреждение государственной нефтяной компании, деятельность которой будет пересекаться с деятельностью Нефтяного фонда, нарушает один из основных принципов МВФ, а именно прозрачность. «Государственной нефтяной компанией руководят близкие родственники президента Алиева и властная элита, - заявляют НПО. - Ничто не изменило существующей практики получения взяток от иностранных компаний в обмен на улучшение условий контрактов». В частности, подписавшие письмо НПО протестуют против указа Алиева от 30 июля, согласно которому «Национальному банку предписывается перевести находящиеся на резервных счетах 118 млн долларов Государственному нефтяному фонду». НПО считают, что этим указом прикрываются сомнительные отчетные документы. На резервных счетах Национального банка, говорят они, «находятся бонусы иностранных компаний, выплаченные Азербайджану еще до того, как был учрежден Нефтяной фонд». Природоохранные организации заявляют, что теперь трудно будет разобраться, на что были потрачены эти бонусы: «Неясно, почему эти бонусы были 'забыты', когда учреждался Нефтяной фонд».
Следуя уставу, Нефтяной фонд опубликовал годовые финансово-отчетные документы и аудиторское заключение. Поскольку строительство трубопровода «Баку - Тбилиси - Джейхан» началось и Азербайджан направил на его финансирование оставшиеся от кредита МВФ средства, вопросы, поставленные природоохранными организациями и касающиеся источников инвестиций и их обоснованности, должны привлечь гораздо более пристальное внимание к отчетным документам Нефтяного фонда.