выражает протест в связи с деятельностью иранской дипломатии в Каспийском море Джамшид Барзегар
Во вторник, 1 октября, пятнадцать депутатов меджлиса Ирана направили в министерство иностранных дел обращение, в котором говорится о бездействии министерства в деле определения правового статуса Каспийского моря.
Это обращение было направлено после того, как в понедельник, 30 сентября, президент Мохаммад Хатами выразил свою реакцию на подписание двустороннего соглашения между Азербайджаном и Россией.
В своем заявлении президент Хатами подчеркнул, что для Ирана не могут быть приемлемыми никакие односторонние действия в Каспийском море. Любые решения в данной области должны быть справедливыми. При их принятии необходимо согласие всех пяти сторон.
В этой связи депутаты меджлиса, поддерживающие президента, еще раз выступили с критикой в адрес внешнеполитического ведомства и лично министра иностранных дел Харрази за их безуспешные попытки добиться выполнения требований Ирана в регионе.
Член комиссии по вопросам национальной безопасности и внешней политики Алаха Кулаби, одна из тех депутатов, которые подписали обращение в МИД Ирана, в интервью корреспонденту ИРНА заявила в этой связи, что дипломатическому корпусу Ирана следует внимательно следить за ходом игры в регионе и на международной арене и соблюдать ее правила. По словам Алахи Кулаи, в течение последних трех лет иранские дипломаты не сумели заложить прочную основу для достижения общих интересов в регионе. После распада СССР Ирану никогда не удавалось использовать благоприятные исторические, социальные и экономические условия для соблюдения своих национальных интересов на Кавказе, в зоне Каспийского моря и в Средней Азии.
По мнению многих специалистов, среди причин, которые не позволили Ирану укрепить свое положение в регионе, можно назвать напряженность в его отношениях с Америкой.
Одним из наглядных примеров безуспешности деятельности иранской дипломатии является то, как ведутся переговоры о разделе Каспийского моря и его основных месторождений нефти и газа.
Из пяти прикаспийских государств только Иран говорит о равном разделе Каспия и о доле каждой из сторон в 20%. В то же время Россия, Казахстан и Азербайджан, подписавшие двусторонние соглашения, считают, что использование прикаспийскими государствами ресурсов моря должно быть обусловлено протяженностью береговой линии каждой из сторон и скорректированными разделительными линиями. По всей видимости, в скором времени Туркменистан также присоединится к сторонникам такого раздела.
Всего лишь год назад Россия придерживалась такого же мнения, как и Иран, и говорила о совместном использовании ресурсов моря. Однако после того, как переговоры глав пяти прикаспийских государств на совещании в Ашхабаде не дали результатов, Россия стала открыто проводить совершенно иную политику, близкую к политике Азербайджана и Казахстана. В результате, доля Ирана снизилась до 13%.
Продолжая свои критические замечания в адрес министерства иностранных дел, Алаха Кулаи назвала значительным успехом для России, Казахстана и Азербайджана их соглашения о разделе ресурсов Каспийского моря.
По словам Алахи Кулаи, в связи с изменениями в политике прикаспийских государств, с нынешним международным положением Ирана, а также с усилиями американцев, направленных на изоляцию Ирана, нельзя четко спрогнозировать, насколько будут соблюдены национальные интересы Ирана.
Если ход событий не изменится, без всякого сомнения, Иран не сможет добиться положительных результате в деле определения нового правового статуса Каспийского моря.
Еще один депутат меджлиса из числа реформаторов Али Акбар Мусави Хуини заявил, что в министерстве иностранных дел никогда не принималось во внимание мнение депутатов.
Как заявила Алаха Кулаи, если мнениям специалистов будет уделяться больше внимания и внешняя политика страны в деле решения проблем Каспия подвергнется тщательному анализу и будет пересмотрена, то пока еще остается надежда на то, что национальные интересы Ирана могут быть соблюдены.
Вместе с тем, Алаха Кулаи не объяснила, как могут быть соблюдены национальные интересы Ирана в условиях, когда другие прикаспийские государства подписывают двусторонние соглашения и уже говорят о трех- и даже четырехсторонних соглашениях без участия Ирана.
Источник: Би-Би-Си, 1 октября 2002.
Перевод: Иран.Ру.