ВНОВЬ УКЛОНИЛСЯ ОТ ОТКРЫТИЯ ГЕНКОНСУЛЬСТВА В ТЕБРИЗЕ Между тем никаких внятных правовых оснований на это нет
И.БАЯНДУРЛУ
Надежда, как известно, умирает последней. А если она источается государственным визитом руководителя одной мусульманской страны в соседнюю, население которой также преимущественно исповедует ислам и в ходе контактов высокие стороны на весь мир подтверждают уже имевшую место договоренность, то надежда на то, что свершится такая малость, как открытие генконсульства в Тебризе, должна не умирать вовсе.
Однако, если верить агентству "Тренд", а у нас нет никакого повода сомневаться в достоверности ее информации, обсуждение с иранской стороной вопроса открытия генерального консульства Азербайджана в Тебризе приостановлено на неопределенный срок. Об этом агентству стало известно из высокопоставленных дипломатических источников в Азербайджане. По словам источника, иранская сторона после долгих консультаций так и не склонилась к выполнению подписанного еще в начале 90-х годов соглашения об открытии консульства.
Азербайджан же, не из соображений типа "не окрови место, что не чешется" или, другими словами, не желая повредить получившему в последние месяцы значительный импульс развитию двусторонних связей, решил не предпринимать радикальных шагов в данном направлении.
Есть несколько оснований полагать, что данная информация соответствует истине. Во-первых, Иран крайне не удовлетворен смещением геополитических акцентов, на которое идет Россия. Ведь одним из результатов подобного смещения стало подписание российско-азербайджанского пакта по Каспию, который однозначно оставил в "офсайде" ИРИ. Почему бы не "кольнуть" саботированием принятого политического решения по открытию консульства? Во-вторых, как бы со скепсисом, а иногда с вражеской настроенностью ни относиться к идее единения Азербайджана, то, что некоторая часть азербайджанских тюрков отнюдь не пассивно поддерживает эту идею, является бесспорным фактом. Ни для кого не секрет, что столицей этих настроений является Тебриз, в котором периодически возникают очаги серьезного политического сопротивления правящему режиму со стороны азербайджанского студенчества, исповедующего в том числе и тюркистские идеи.
Весьма увязывается с этой версией переданная трендовским источником информация, согласно которой иранская сторона на неофициальном уровне давала понять о возможности открытия генконсульства в других городах Ирана, где преобладает азербайджанское население, к примеру, в приграничных. Но Азербайджан, подчеркнул он, никогда не пойдет на это, учитывая то, что консульства открываются не только для выдачи виз, но и в тех регионах, где имеются экономические интересы государства.
Доктор Чехрагани, иранский диссидент, который стоит на довольно радикальных позициях и выступает, как минимум, за предоставление азербайджанцам реальной культурной автономии в Иране, прокомментировал "Зеркалу" искомый вопрос. Не располагая конкретной информацией о состоянии косульских дел на сегодняшний день, тем не менее, Чехрагани высказал опасение, что иранская сторона и далее будет под разными предлогами срывать открытие в Тебризе консульства. А причина, по его мнению, очень проста: "Вы на миг представьте себе, что в центре Тебриза развевается трехцветный флаг Азербайджана. Вообразите, к какому духовному единению это само по себе приведет, не говоря о том, что открытие консульства автоматически приводит к значительному упрощению визовых процедур, а это увеличение втрое числа приезжающих из Южного Азербайджана в АР".
На возражение о том, что уже давно достигнута соответствующая договоренность и она недавно четко подтверждена в ходе визита в Иран президента Г.Алиева, Чехрагани ответил весьма своебразно: "Ну, это древняя формула внешеполитического поведения персидского государства: заключать договор, а потом уклоняться от исполнения тех его положений, которые к чему-то обязывают". В качестве примера диссидент привел исторический факт подписания между Ататюрком и иранским самодержцем соглашения об открытии в одном из турецких университетов факультета иранистики и в одном из высших учебных заведений Ирана отделения тюркологии. Согласно Чехрагани, турецкая сторона мгновенно сдержала свое слово, а в Иране по прошествии 75 лет с момента подписания соглашения как не было факультета тюркологии, так и нет по сей день.