препятствия на пути к свободе и демократическому диалогу"
Министр иностранных дел Португалии Антонио Мартинш да Круш, действующий Председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, встретился в ходе своего визита в Астану с представителями политических партий и неправительственных организаций.
На встрече, которая вместо запланированного часа продолжалась более полутора часов, казахстанскую оппозицию представляли: Амиржан Косанов, председатель исполкома РНПК, Серикболсын Абдильдин, первый секретарь ЦК КПК, Петр Своик и Толен Тохтасынов, члены руководства ДВК.
Среди представителей правозащитных организаций были Жемис Турмагамбетова (Международное казахстанское бюро по правам человека и соблюдению законности) и Тамара Калеева (фонд «Адиль соз») и другие. Присутствовали также члены других организаций и политических партий.
Отметив, что встречи с оппозиционными лидерами стали хорошей традицией для западных политиков, глава ОБСЕ задал тон для откровенного разговора: «Я хочу услышать от вас конкретные ответы на мои три вопроса: как вы оцениваете деятельность ОБСЕ в Казахстане, ваше мнение о законах «О политических партиях» и «О выборах» и каково состояние свободы слова в стране?»
А. Косанов, один из лидеров РНПК, поблагодарил гостя за встречу в Берлине в июне этого года, когда членам Центрально-азиатского форума демократических сил удалось принять участие в работе Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. А. Косанов вручил Антонио Мартинш да Круш Меморандум Исполкома своей партии. (См. приложение)
В своем выступлении А. Косанов пояснил высокопоставленному гостю, что фундаментом уродливой политической системы Казахстана при Назарбаеве является нынешняя конституция и законы, ограничивающие основные права и свободы граждан.
Самой главной задачей ОБСЕ он назвал необходимость выполнения Казахстаном взятых на себя обязательств перед этой организацией. В этой связи он предложил рассмотреть вопрос о Казахстане на специальном заседании ОБСЕ.
Касаясь политической мотивации заочного судебного процесса над лидером оппозиции, экс-премьером Акежаном Кажегельдиным, и процессов над основателями ДВК Мухтаром Аблязовым и Галымжаном Жакияновым, А. Косанов указал на их связь с актуальными событиями: «Амплитуда преследования оппозиции становится все шире: от надуманных коррупционных дел до сексуальных скандалов. Наглядное тому свидетельство - чудовищная провокация против Сергея Дуванова».
Для характеристики позиции официального Казахстана в отношении ОБСЕ, один из лидеров РНПК привел выдержки из выступления постоянного представителя РК в ОБСЕ Р. Алиева 10 октября на заседании Постоянного совета этой организации в Вене. Р. Алиев обрушился с грубыми нападками на Уполномоченного по свободе СМИ ОБСЕ Фраймута Дуве.
«Ближайший родственник расправляющегося со своими политическими оппонентами президента, человек, в бытность которого руководителем КНБ шла кампания подавления оппозиции и чудовищных провокаций, официально представляет страну и выступает с высокой трибуны. Большего кощунства трудно себе представить! - заявил председатель Исполкома РНПК. - Все обвинения против г-на Дуве несостоятельны. Его принципиальная позиция поддерживается демократической общественностью Казахстана. Именно он за рубежом является провайдером свободы слова для нашего региона.
«Мы ценим деятельность казахстанской оппозиции в очень сложных условиях, - сказал в ответ министр иностранных дел Португалии. - Мы сделаем все возможное для развития в Казахстане свободы слова, соблюдения прав человека и демократии. Мы понимаем, что существуют сложные проблемы в вашей стране. Необходимо преодолеть все ограничения на пути к свободе и демократическому диалогу».
Ж. Турмагамбетова рассказала о системе грубейших нарушений прав человека в Казахстане. Говоря о событиях вокруг Сергея Дуванова, она продемонстрировала высокому гостю копии факсов из пресс-службы президента Назарбаева с рекомендациями для полиции по разъяснению провокации. Упомянув М. Аблязова, она заявила, что условия содержания в его тюрьме не соответствуют даже минимальным стандартам.
П. Своик рассказал о так называемом «Круглом столе по изменению выборного законодательства», который в свое время проходил под эгидой ОБСЕ, но ни к каким изменениям этого законодательства не привел.
Т. Тохтасынов рассказал о деятельности ДВК. Отметив препоны, чинимые властями при регистрации региональных представительств этого движения, он сказал, что «если представительства не будут зарегистрированы, то деятельность ДВК может быть прекращена».
Говоря в заключение о необходимости сотрудничества ОБСЕ с оппозиционными организациями Казахстана, г-н Круш отметил: «Для того, чтобы правильно действовать, нужно знать, что на самом деле в стране происходит. В этом ключе мнение казахстанской оппозиции чрезвычайно для нас важно».
Как заявил глава ОБСЕ, «мы будем продолжать практику проведения круглых столов и по тем законам, которые вызывают обеспокоенность общественности».
Меморандум Председателя исполкома РНПК Амиржана Косанова
Действующему председателю ОБСЕ, министру иностранных дел Португалии Антонио Мартинш да Круш
Уважаемый господин Председатель! Ситуация с правами человека, демократией и свободой слова в Казахстане Вам, наверняка, известна. Наши тесные контакты с Центром ОБСЕ в Алматы позволяют на это надеяться. Наши соратники, представители казахстанской демократической общественности, не раз бывали в Вашем центральном офисе и встречались с Вашими коллегами самых разных уровней. Это было темой нашего разговора в июне этого года в Берлине, во время Вашей встречи с лидерами оппозиции стран Центральной Азии.
От имени демократической общественности я выражаю благодарность за принципиальную позицию ОБСЕ в оценке положения в стране, за помощь и содействие нашим усилиям в продвижении демократии.
Пользуясь Вашим приездом в Казахстан, приведу лишь основные моменты непосредственно касающиеся сотрудничества нашей страны с ОБСЕ.
C 1992 года Казахстан является членом ОБСЕ и добровольно взял на себя все обязательства этой организации, включая обязательства в области прав человека, демократии и соблюдения норм права. Но посмотрите, какова же реальная картина (приведу лишь выдержку из проекта резолюции ?397 Палаты представителей Конгресса США):
- «:в Казахстане Президент Назарбаев распустил Парламент в 1993 году и повторно в 1995 году, когда им были отменены уже намеченные на определенное время президентские выборы, продлил срок своих полномочий до 2000 года с помощью референдума, проведенного с серьезными нарушениями;
- 10 января 1999 года Президент Назарбаев был переизбран на досрочных выборах, а его основной соперник экс-премьер Акежан Каждегельдин был отстранен от участия в выборах за участие в митинге незарегистрированной организации «За честные выборы», ОБСЕ пришла к выводу, что эти выборы не соответствовали международным нормам;
- парламентские выборы, прошедшие в Казахстане в октябре 1999 года, отмеченные массовым вмешательством властей в ход выборов, также не соответствовали нормам ОБСЕ, что подтверждает Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ);
- независимые средства массовой информации в Казахстане, которые в прошлом пользовались относительной свободой, сейчас находятся под постоянным давлением, переходят в проправительственные руки или закрываются, что практически не оставляет возможности для выражения независимых или противоположных взглядов:».
Это - лишь малая толика того, что характеризует политические процессы, происходящие у нас.
На сегодняшний день в Казахстане окончательно установился режим личной власти президента Назарбаева. Он сам формирует Парламент посредством Центральной избирательной комиссии, им же единолично назначаемой. Судьи и руководители регионов (акимы) повсеместно назначаются также им. Словом, вся власть в стране - и законодательная, и судебная, и исполнительная - подчиняется только одному человеку.
Никто не имеет права критиковать президента. И это оговорено особыми законами. Инакомыслие жестоко преследуется.
Жестокое преследование оппозиции. Против лидера казахстанской оппозиции, экс-премьера Акежана Кажегельдина правоохранительными органами страны было возбуждено около девяти уголовных и административных дел. Состоялся беспрецедентный заочный суд, который признал его виновным в надуманных обвинениях и приговорил к десяти годам лишения свободы. Обладатель врученного Европарламентом «Паспорта свободы» вынужден находиться за рубежом. И сегодня существует настоятельная необходимость обеспечения гарантии возвращения Кажегельдина в страну.
Не раскрыто ни одно уголовное дело по фактам провокации против председателя Исполкома РНПК Амиржана Косанова (избиение в 1998 г., бетонирование двери квартиры в 2000 г., провокации и телефонные угрозы в 2001 г.). Ему и Ермурату Бапи, редактору оппозиционной газеты «СолДат», на основании письма Канцелярии Премьер-министра в свое время был запрещен выезд за рубеж.
Областные филиалы РНПК испытывают небывалое давление спецслужб, которые заставляют рядовых членов партии выходить из рядов РНПК, как это происходит в Кызылординской области. Против лидера Атырауского филиала РНПК Жумабая Доспанова представителями местных администраций возбуждено четыре уголовных дела. Комитет национальный безопасности незаконно изъял оргтехнику и опечатал офис Семипалатинского филиала РНПК. Проверкой деятельности филиалов занимаются Генеральная прокуратура, фискальные органы. Обнаружено прослушивающее устройство в офисе одного из филиалов РНПК.
Судебные процессы над лидерами ДВК стали очередным этапом преследования инакомыслия. Считаем, что ОБСЕ должно ставить перед Казахстаном вопрос о скорейшем освобождении политических узников Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова.
Учитывая все возрастающую популярность оппозиционных политических партий в стране, накануне предстоящих выборов казахстанские власти смогли протащить через подконтрольный Парламент антидемократический Закон «О политических партиях», создающий беспрецедентные препятствия деятельности неугодных Режиму политических партий. Этим законом оппозиционные партии выталкиваются из правового поля. А это уже чревато новыми репрессиями против оппонентов власти. Мировым сообществом, в первую очередь ОБСЕ, этот Закон признан не соответствующим международным стандартам.
Считаем, что негативная оценка Закона со стороны ОБСЕ правильна, но недостаточна. Необходимо добиться от властей отмены этого закона, как не соответствующего международным обязательствам официальной Астаны. Этот вопрос можно было бы обсудить на специальной конференции или круглом столе под эгидой Вашей организации.
Отсутствие свободы слова. В разное время возбуждены целая серия уголовных дел против независимых газет "СолДат", "XXI век", "Начнем с понедельника", "Вечерний Атырау", «Республика», «Казахстан. Из-за этого заместитель председателя Исполкома РНПК, редактор газеты "XXI век" Бигельды Габдуллин был вынужден эмигрировать в США. А редактор газеты "СолДАТ" Ермурат Бапи осужден за якобы "оскорбление чести и достоинства президента РК" на один год лишения свободы.
Вокруг РНПК, ее лидеров и других наиболее принципиальных оппонентов власти создана информационная блокада. В условиях усиления тоталитаризма и сосредоточения практически всех СМИ в руках узкого круга лиц, это не составляет особого труда. Правительство дошло до абсурда: под тотальный контроль местного Комитета национальной безопасности (наследника печально известных традиций советского КГБ) подпала даже глобальная сеть Интернет! Закрывается доступ к информационным сайтам, выражающим альтернативную точку зрения.
Режим Назарбаева ведет политику двойных стандартов: с высоких трибун западных саммитов заявляет о приверженности основным постулатам демократии, у себя в стране он говорит «об исторически определенной неготовности населения к полномасштабной демократии».
Подобное фарисейство стало нормой поведения для нашей власти.
В связи с этим актуализируется вопрос о создании целой системы независимых составляющих по обеспечению конституционных прав граждан на информацию под эгидой международных демократических институтов. На всех встречах в Вашингтоне, Вене, Лондоне, Страсбурге, Брюсселе и других столицах мы поднимали вопросы необходимости информационной поддержки демократии в Центральной Азии: создания типографий, радиостанций, интернет-провайдеров. Мы рады, что эти важные вопросы находят поддержку в западных демократических институтах. Думаю, что ОБСЕ могла бы сыграть здесь очень важную координирующую роль.
Отсутствие демократических тенденций в планах казахстанских властей наглядно показал "Круглый стол" по изменению выборного законодательства под эгидой ОБСЕ и при участии Правительства. Несмотря на то, что прошло более трех лет, требование нашей партии об обязательном выполнении всех 17-ти рекомендаций ОБСЕ, отраженных в Заключительном отчете по итогам парламентских выборов, до сих пор не выполнено! Отсутствие желания у властей демократизировать выборный процесс в соответствии с международными стандартами, самое главное, нежелание выполнять свои, подписанные Назарбаевым, обязательства перед ОБСЕ, сделали данный "Круглый стол" практически бесперспективным мероприятием. И именно по этой причине РНПК в свое время официально вышла из состава «Круглого стола».
События 11 сентября прошлого года в США актуализировали вопрос о борьбе с международным терроризмом. Но сообщество должно осознать ту простую истину, что именно диктаторские режимы являются колыбелью экстремизма и терроризма. И, только демократические и открытые общества являются твердой гарантией недопущения распространения чумы третьего тысячелетия. Но казахстанские власти используют идею борьбы с терроризмом в своих корыстных целях, чтобы ужесточить борьбу с оппозицией. Об этом говорит подписанных президентом целый пакет недемократических законов, значительно ограничивающих политические права и свободы граждан.
Уважаемый г-н Председатель! Многие из этих вопросов Вы могли бы задать казахстанским властям во время возможных встреч. Это стало бы своеобразным тестом на демократичность для казахстанского режима. Тем более, что на фоне процесса реального объединения оппозиционных сил, власти предпринимают все попытки дискредитации лидеров демократической общественности. И эта репрессивная тенденция усиливается с каждым днем.
Так почему же официальный Казахстан так рьяно желает быть равным среди равных в респектабельных международных организациях? Ответ один: Режим день ото дня все явственнее чувствует свою нелегитимность, - как внутреннюю, так и внешнюю. Помимо общеполитической ситуации в самой стране, этому способствует также «Казахгейт», связанный с судебным процессом в США по поводу тайных счетов высшего руководства Казахстана в зарубежных банках. И войдя в состав европейских политических структур, казахстанская власть хочет еще раз легитимизировать свою тоталитарную сущность!
Мы не выступаем за международную изоляцию нашей страны. Но мы хотим, чтобы членство в той или иной международной организации было обусловлено безусловным выполнением принимаемых на себя демократических обязательств. Позиция РНПК понятна: Казахстан может и должен занять место в Сообществе, но только после того, как режим Назарбаева выполнит все обязательства по такому членству. Тем более, что, в свое время выступая перед Парламентом с очередным ежегодным посланием, президент Назарбаев официально заявил о необходимости пересмотра принятых на себя международных обязательств. Считаем, что ОБСЕ должна занять более принципиальную позицию в требовании выполнения обязательств со стороны Казахстана. Этот вопрос можно было бы обсудить на специальном заседании ОБСЕ.
Объединенная казахстанская оппозиция считает, что ОБСЕ может и должна сыграть важнейшую роль в становлении демократии в Центральной Азии, защите прав человека и политических свобод. Этот долг мировой демократии следует из ее многовековой традиции, из обязательств стран-членов ОБСЕ, из моральных принципов западной демократии и из соображений экономической выгоды, поскольку только развитые демократические страны Центральной Азии могут быть надежными партнерами и интересными рынками для Сообщества.
Председатель исполкома Республиканской народной партии Казахстана (РНПК)
Амиржан Косанов