CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

izvestia.ru

Не ждать у моря погоды

5 ноября 2002

ждать у моря погоды

Пока решается вопрос о статусе Каспия, необходимо уже сейчас, не дожидаясь разделения дна, переходить к активной деятельности по использованию и изучению Каспия. Для этого должен быть выстроен четкий правовой режим Каспия, который посредством договоров и соглашений определил бы права и обязанности государств по использованию и изучению этого феноменального водоема.

Проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря находится в стадии рассмотрения. Статус отвечает на вопрос о принадлежности морского пространства тому или иному государству. Применительно к Каспию при определении статуса необходимо учитывать: на нем нет ни территориального моря, ни исключительных экономических зон, ни континентальных шельфов (последние, в соответствии с международным правом, находятся за пределами территориального моря, которого никогда не было и нет на Каспии). Введение этих категорий в законах некоторых прикаспийских стран (например, Азербайджана, Туркменистана) не носит общего характера и не определяет статус Каспийского моря.

Проект конвенции о статусе Каспия должен определить Каспий как пространство, находящееся в общем пользовании, - "Global common". Однако пока решается вопрос о статусе, уже в настоящее время может быть выстроен четкий правовой режим Каспия. Вполне понятно, что Договор между РСФСР и Персией 1921 г. и Договор о торговле и мореплавании между СССР и Ираном 1940 г., хотя и содержат некоторые важные и действующие до сих пор положения (например, право плавания на Каспии судов только под флагом одного из прикаспийских государств), в целом уже не отвечают современным условиям. Уже подготовлен ряд проектов договоров по различным видам деятельности, причем в значительной степени согласованных между прикаспийскими странами.

Так, имеется проект рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря, который содержит важные положения о предотвращении и контроле загрязнения из различных источников. С ним связан подготовленный российской стороной проект Соглашения о защите природной среды Каспийского моря. Соглашение имеет в виду образование Координационного совета по защите окружающей среды, Каспийского фонда природохозяйственного страхования и Фонда управления окружающей средой Каспийского моря.

Не ждет промедления проект Соглашения о сотрудничестве каспийских государств в сфере гидрометеорологии и мониторинга природной среды Каспийского моря. Очень важно предусмотренное проектом создание системы получения и обмена информацией для оценки и прогноза гидрометеорологических, океанографических характеристик и загрязнения природной среды, а также разработка Межгосударственной комплексной программы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Каспий - уникальный резервуар рыбных запасов, особенно осетровых (90% мировых). Разве можно ждать подписания Конвенции о статусе Каспия, когда так остро стоит вопрос о сохранении этих запасов? Поэтому необходимо срочно подписать уже согласованное в основных своих положениях Соглашение о сохранении и использовании биоресурсов Каспийского моря. В соглашении устанавливается, что "граждане или юридические лица только прикаспийских государств имеют право ведения промысла".

Российский президент, выступая в Астрахани после завершения ашхабадского саммита глав прикаспийских государств, особое внимание уделил даже не недропользованию, а развитию судоходства по Каспию, имея в виду осуществление программы коридора "Север-Юг", связанное с этим расширение портового строительства, в частности, порта Оля. Этому содействует решение правительства России о создании Северо-Каспийского пароходства в Астрахани, открытие пункта пропуска через границу России и др. Уже действует паромная переправа (автоперевозки) из порта Оля на Туркмен-Баши и Иран и готовится паромная переправа из Махачкалы тоже на Туркмен-Баши и Актау.

Отсюда понятно значение развития торгового судоходства на Каспии и тех проектов Соглашения о торговом судоходстве, которые подготовлены вначале российской, а затем казахстанской сторонами. Оба проекта содержат много сходных положений, хотя и есть расхождения. Так, в проекте Казахстана почему-то отсутствует указание на право плавания на Каспии судов только под флагом прикаспийских государств. Важно, что в обоих проектах подчеркивается возможность судоходства, если оно не создает угрозу нанесения ущерба экосистеме Каспия и безопасности сторон. Соглашение будет предусматривать специальный орган регионального сотрудничества - Комитет по судоходству в Каспийском море, состоящий из представителей сторон.

А как привести в действие эти проекты уже в настоящее время? Для этого можно было бы уже в настоящее время подписать эти соглашения или же договориться об их временном применении впредь до принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, а после принятия этой конвенции соглашения вступили бы в силу окончательно. Такое временное применение разрешается Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. (статья 25).

Что означало бы принятие таких соглашений? Это привело бы, во-первых, ко всеобъемлющему урегулированию правового режима Каспийского моря, определению всех прав и обязанностей прикаспийских государств, что так необходимо для безотлагательного практического использования Каспия, его ресурсов и защиты природной среды. Во-вторых, такое договорное урегулирование означало бы в сущности признание всего водного пространства Каспия находящимся в общем пользовании прикаспийских стран без какой-либо надобности разделения на сектора, внутренние и территориальные моря.

Анатолий КОЛОДКИН

izvestia.ru

Предыдущая статьяСлово о Сергее Дуванове
Следующая статьяБедность и безнадежность рождают терроризм