CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

«Джинсовая мафия» в Туркменистане несет убытки

5 ноября 2002

мафия» в Туркменистане несет убытки Всесильного турка Ахмеда Чалыка начали «зачищать»

Джунаид Пирмухаммедов, Дженнет Худайназарова (Ашхабад)

Чтобы тайное стало явным, нужно время. Так оно и случилось с историей о кадровом перемещении бывшего заместителя председателя кабинета министров, министра текстильной промышленности Туркменистана Джамал Геокленовой, которая сегодня работает советником в посольстве Туркменистана в Москве. Все помнят ярость, с которой Туркменбаши обрушивался на нее весной и летом текущего года из-за нерентабельности текстильной отрасли. «По всему миру мы продаем наши джинсы и рубашки, а в бюджет поступают какие-то копейки! Даже вообще ничего не поступает, а ты все время говоришь, что твои фабрики работают нормально. Если сама не справляешься, поучись у своего заместителя Ахмеда Чалыка - он знает как надо работать, он вообще работает лучше всех вас», - поучал С. Ниязов Дж. Геокленову и остальных вице-премьеров на заседании правительства в мае. Потом неожиданно начались «наезды» на А.Чалыка, которые также внезапно и кончились. Вслед за этим последовал указ о снятии Дж.Геокленовой с должности министра и вице-премьера и переходе ее на дипломатическую работу.

Все это свидетельствовало о желании Ниязова не обострять и без того непростую обстановку с тектильной отраслью и ее функционерами. Однако коварный Баши придумал интересный «подковерный» ход: он отправил Дж. Геокленову в Москву под начало посла Халназара Агаханова, а на ее место министра текстильной промышленности назанчил родного племянника Агаханова - Дорткули Айдогдыева. Таким образом,бывшая «первая текстильщица» по дьявольскому замыслу Туркменбаши оказалась под двойным контролем: со стороны дядюшки и племянника.

Кроме того, С. Ниязов понял, что скрывать безобразия, творимые Ахмедом Чалыком, который с благословления самого Туркменбаши превратил экономику Туркменистана в дойную корову, далее будет сложно. В руках оппозиции ниязовскому режиму оказалось немало документов и доказательств нечистоплотной деятельности А. Чалыка. Вспомнить хотя бы серию публикаций на сайте «Гундогар» под общим названием «Ниязов создал царство, в котором правит Ахмед Чалык». Еще больше его испугали откровения Дж. Геокленовой, которая не очень хотела стать «девочкой для битья», и начала открыто говорить о том, что бедственное положение текстильной промышенности Туркменистана связано в основном с тем, что в ней бесконтрольно оперируют несколько турецких бизнесменов, пользующихся личным мандатом Ниязова. Нейтрализовать Геокленову Ниязову удалось довольно легко, отправив ее в Москву. Избавиться от «бесконтрольных турок» он решил, облачившись в белые одежды заступника национальных интересов. Он дал тайное поручение новому министру текстильной промышленности Д. Айдогдыеву «перекрыть кислород» А. Чалыку, собрать на него компромат, дабы в нужное время «взорвать» его как новогоднюю хлопушку. Не очень искушенный в подобных делах Д.Айдогдыев не нашел ничего более умного, чем обратиться за помощью в выполнении этого задания Туркменбаши к тем же турецким бизнесменам, которых ранее Ахмед Чалык вытеснил с туркменского текстильного рынка. Именно с их помощью стало известно, что в течение многих лет Ахмед Чалык ежегодно подписывал с министерством текстильной промышленности соглашения о реализации туркменской текстильной продукции на зарубежных, преимущественно европейских рынках.

Существовало подобное соглашение и на 2002 год. В соответствии с ним Ахмед Чалык принимал на себя обязательства продать туркменский текстиль на сумму 135 миллионов долларов США и вернуть Туркменистану из этой суммы 45 миллионов долларов. Если у кого-то возникнет вопрос, куда девается разница в 90 миллионов долларов, то и об этом в договоре указано вполне конкретно - прибыль г-на Ахмеда Чалыка. Соглашение было подписано бывшим заместителем председателя Кабинета министров, министром текстильной промышленности Туркменистана Дж. Геокленовой с одной стороны, и заместителем министра текстильной промышленности Туркменистана, президентом турецкой компании «Чалык холдинг», президентом компании «ГАП-Туркмен» Ахмедом Чалыком с другой. Этот документ был подписан в строгом соответствии с Распоряжением Президента Туркменистана. Тем не менее, сегодня Ниязов уже в деталях планирует, как он быдет карать виновных в этом «вопиющем безобразии и злоупотреблении», разумеется, умолчав о своей скромной роли и чуть менее скромной доле.

Действительно, тот объем текстиля, который Ахмед Чалык эксклюзивно вывозил из Туркменистана за местную «деревянную» валюту по упомянутому соглашению, на западноевропейских рынках свободно реализуется в несколько раз дороже. Неожиданно «прозрев», С. Ниязов дал указание Д. Айдогдыеву разорвать договор с Ахмедом Чалыком. Кроме этого, было расторгнуто несколько других соглашений с ним же на поставку различных запчастей к текстильному оборудованию, красителей, иных компонентов многопрофильного текстильного производства, ибо Ахмед Чалык загребая сразу по 90 миллионов, не гнушался «общипывать» экономику Туркменистана и более мелкими суммами. Где «урвет» 500 тыс. долларов, где 2, где 3 миллиона. А. Чалыка можно даже отчасти понять: трудное это дело - быть «личным кошельком» «пожизненного президента» и хапуги в особо крупных размерах Сапармурата Ниязова. Осведомленные люди вспоминают, как застонал Чалык, когда Ниязов на одной из пирушек снял со своей руки часы стоимостью в полмиллиона долларов, подаренные ему Чалыком, и вручил их турецкой проститутке в знак признания ее певческого таланта.

Стоя перед фактом неизбежных и очевидных грядущих разоблачений, С. Ниязов все чаще пытается выставить себя праведником и прикидывается обманутым коварными заместителями народным заступником. То у него самолеты украли, то паровозы купили по тройной цене, то хлопок сгноили, то людей терроризировали без суда и следствия, даже казавшийся святым Ахмед Чалык вдруг стал простым жуликом.

Злые языки утверждают, что, являясь сегодня заместителем министра текстильной промышленности Ахмед Чалык может быть так же направлен на дипломатическую работу в то же посольство Туркменистана в России. И так же, как его бывший руководитель Дж. Геокленова, из под контроля племянника перейдет под контроль дяди. Быть может это и шутка, но доля правды в ней есть. Ниязову сегодня очень хочется избавиться от Чалыка, да так, чтобы не «загреметь под фанфары» вместе с ним. Будем ждать продолжения этой истории. Но вполне вероятно, что ее продолжение никак не будет зависеть от воли С. Ниязова. Налоговые и контрольные органы Турции уже начали проявлять интререс к успехам своего соотечествениика, выплаты которого в турецкую налоговую казну не менее смешны, чем доходы туркменской текстильной промышленности. Не платят налоги ни А. Чалык, ни, тем более, его туркменский «папа» С. Ниязов. А кто не платит налоги, тот спокойно не спит.

gundogar.org

Предыдущая статьяДела сердечные
Следующая статьяПредседатель ОБСЕ не дождался встречи с Ниязовым