Турции в ЕС- вопрос времени или несбыточная мечта. /18 ноября 2002 года/
В последние годы во всем мире активизировались процессы интеграции стран в различные экономические или политические блоки и организации. Примеры такой интеграции можно наблюдать в бассейне Тихого океана, Юго-Восточной Азии, Северной Америке и других регионах. Однако, наиболее известной и перспективной организаций на сегодняшний момент является европейский Союз, преследующий в первую очередь экономические цели.
Турция, которая занимает важное геополитическое положение, находясь как бы на стыке Азии и Европы, несомненно, устремила свои взгляды к Европе. Сближение началось еще в период Османской империи. После образования Турецкой республики линия на европеизацию страны была продолжена и усилена. Новый этап сотрудничества между Анкарой и европейскими странами начался в 1945 году после окончания Второй мировой войны. В то время турецкое руководство приняло решение присоединиться к «плану Маршалла». Главной причиной такого присоединения Турции к экономическим европейским программам стала автаркическая модель развития, которая оказалась совершенно неприспособленной и неэффективной перед лицом внешних обстоятельств. В 1948 году страна вошла в Организацию европейского экономического сотрудничества, которая была позднее преобразована в Организацию экономического сотрудничества и развития. Затем Анкара вступила в такие международные организации как Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (1947 год), 1951 год ГАТТ и в 1952 году в Генеральное соглашение по тарифам и торговли, а в 1952 году вместе с Грецией она вступила в НАТО.
В 1958 году Турция сделала очередной шаг к сближению с Европой. Причиной тому был экономический кризис в стране, который был спровоцирован поспешной либерализацией внешнеэкономических связей страны и смешение приоритетов во внутренней экономической политике. Тогдашнее правительство Мендереса обратилось за помощью к ОАЕС, которая незамедлительно предоставило техническую и экономическую поддержку. Многие экономисты считают, что именно с этого момента начинается тесное сотрудничество с западными странами. Это сотрудничество приобретает характер многослойности. Прежде всего, имеется ввиду тот факт, что Турции была предоставлена помощь со стороны европейской организации, а не как это было до этого момента, когда Анкара была полностью зависима от США. С этого момента Вашингтон потерял роль основного донора Турции. В этот же период совокупная доля «стран общего рынка» во внешней торговле Турции превысила американские показатели, как по импортным, так и по экспортным операциям. Конец 50-60-х годов ознаменовался потерей доминирующих позиций США в системе отношений с Турцией, уступая их странам Западной Европы. Такое положение полностью сочеталось с проведением кемалистского курса на европеизацию страны. Это и подтолкнуло Анкару к попытке перевода этого сотрудничества на уровень интеграционного сближения со странами ЕС. Стремление турецкой стороны было воплощено в ассоциированном членстве в этой европейской организации. Кроме того, был подписан рамочный договор, получивший название «Анкарский договор», согласно которому определялись основные принципы ассоциированности Турции в ЕС. Этот договор должен был быть расширен рядом дополнительных протоколов и решений Совета Ассоциации. Договор предусматривал 3 основных этапа интеграции Турции в ЕС. На первом, подготовительном этапе предусматривалось предоставление преференций для ряда важных сельскохозяйственных товаров турецкого экспорта (таких, как необработанный табак, изюм, инжир, фундук).
Этот этап должен был продлиться 5 лет. По условиям Договора, в течение этого периода Турция не предоставляла ЕЭС встречных преференций. Данный договор явился отражением стратегических установок обеих сторон на взаимное сближение. Турция преследовала такие цели, как стремление к вхождению в Европейское сообщество, стремление не дать Греции преимущества на международной политической арене, а также обеспечение эмиграции рабочей силы, получение финансовой помощи, модернизация турецкой промышленности за счет конкуренции товаров ЕС. Особым вниманием руководства Турции пользовался табак - традиционный товар турецкого экспорта. Вплоть до 1968 г. именно табак обеспечивают значительную часть экспортных доходов страны. Как отмечает Х.Джиллов, с присоединением к Сообществу Греции раньше Анкары был совершенно нарушен баланс конкуренции турецкого табака с греческим. Собственно говоря, обеспечение экспорта табака было одним из самых важных мотивов, вынудивших Турцию присоединиться к Сообществу.
Что касается ЕЭС, то можно выделить следующие моменты его заинтересованности в сотрудничестве с Турцией:
· обеспечение стабильности в Восточном Средиземноморье путем интеграции основных государств региона - Греции и Турции - в систему обороны Запада,
· роль Турции в качестве "заслона" от СССР,
· заинтересованность в Турции как в "мосте" к Ближнему и Среднему Востоку.
Реализация Анкарского договора об ассоциации Турции и ЕС началась 1 декабря 1964 года. В рамках ее первого этапа в 1964 и 1967 гг. были введены тарифные контингенты в общей сложности на 19 традиционных турецких экспортных товаров, этот список был еще более расширен в 1974 году. Подготовительный этап завершился в 1969 году. Второй этап, собственно переходный, начал осуществляться в соответствии с дополнительным протоколом, подписанным 23 ноября 1970 года. На втором этапе предусматривалось поэтапное снижение Турцией пошлин и равнозначных налогов и сборов, поэтапная отмена количественных и равнозначных ограничений и поэтапное принятие Единого Внешнего Тарифа Сообщества. При этом либерализационные меры в пользу ЕЭС должны были носить необратимый характер.
Снижение и отмену пошлин и ограничений при импорте из ЕС промышленных товаров планировалось произвести в рамках двух различных режимов: для товаров, которые Турция не производила, импортные пошлины должны были быть полностью ликвидированы в течение 12 лет. Для товаров, производимых турецкой промышленностью, переходный период составлял 22 года. Кроме того, в течение 22 лет Турция должна была адаптироваться к сельскохозяйственной политике ЕС. Тот же срок предусматривался и для принятия Единого Внешнего Тарифа. В свою очередь, ЕС должен был снять тарифы и ограничения на импорт турецких промышленных товаров, кроме некоторых категорий (ковров машинной выработки, хлопковой пряжи и хлопкового текстиля), где снятие ограничений должно было стать поэтапным в течение 12 лет. В области сельскохозяйственного импорта из Турции, ЕС должен был в течение 22 лет установить преференции на примерно 90% турецкого экспорта.
На третьем, заключительном этапе, предусматривалось завершить создание таможенного союза, Турция должна была полностью либерализовать импорт промышленных товаров ЕЭС к концу 1995 года, выработать и принять регламент миграции турецкой рабочей силы и капитала. Предполагалось, что с 1995 года Турция станет полноправным членом Европейского Сообщества. Кризис в отношениях Турции и ЕС назрел к концу 1976 года. 25 декабря турецкое руководство заморозило все свои обязательства по отношению к Сообществу. В основании кризиса лежали глубокие причины. В книге "Экономика Турции. Развитие по секторам" профессор Ахмет Гекдере определил их следующим образом:
Расширение Сообщества. С вступлением в ЕС в 1973 году Дании, Великобритании и Ирландии значительно расширилась зона конкуренции для Турции.
Расширение внешних связей Сообщества. Развитие внешних связей ЕС привело к заключению этой организацией соглашений более, чем со 130 странами, и ее участию примерно в 30 многосторонних соглашениях, что в значительной степени обесценило те преимущества, которые получила Турция в результате Договора об ассоциации.
Рост дефицита взаимной торговли. После подписания Дополнительного протокола и последовавшего за ним снижения пошлин начал стремительно нарастать дефицит внешней торговли Турцр1И, особенно в торговле со странами ЕЭС. В этих условиях Турция оказалась не в состоянии продолжать снижение таможенных пошлин по графику, предусмотренному Дополнительным протоколом.
Несогласованность с моделью экономического развития страны. Применявшаяся в те годы в Турции импортозамещающая модель развития противоречила стратегии Сообщества, ориентированной на создание между странами-членами зоны свободной торговли, свободного перемещения капитала и рабочей силы.
Проблема хлопкового волокна и текстиля. Уже к середине 70-х годов текстильная промышленность Западной Европы начала испытывать значительную конкуренцию со стороны, в том числе и Турции. В 1975 году Великобритания в нарушение дополнительного протокола в одностороннем порядке ввела абсолютные квоты на импортируемое из Турции хлопковое волокно. Позднее, в 1978 году, такие же ограничения были введены ЕС на турецкие хлопковое волокно и текстиль.
Кроме того, Турция считала "неадекватным" уровень финансовой помощи Сообщества. Попытки урегулировать противоречия на переговорах закончились безрезультатно. В октябре 1978 года турецкое правительство предложило заморозить все его обязательства Сообществу на последующие 5 лет и запросился займов на общую сумму 8,1 млрд. долл. ЕС выделить такие средства отказалось и в ответ заморозило все свои соответствующие обязательства на тот же пятилетний срок. Полномасштабное возобновление отношений между Турцией и ЕС началось лишь после прошедших в ноябре 1983 года парламентских выборов, ознаменовавших возвращение к гражданскому правлению после военного переворота 12 сентября 1980 года. 14 апреля 1987 года Турция подала официальный запрос о полном членстве в ЕС: точнее - три заявки: в Европейское объединение угля и стали, в Евратом и в ЕС. Что же побудило Анкару как можно быстрее интегрироваться в европейские организации, и в частности в ЕС. Во-первых, некоторые преимущества, полученные Турцией на первоначальном этане ассоциированного членства в ЕС, были затем сведены на нет за счет заключения Союзом соглашений со 125 странами, и участия ЕС в многосторонних соглашениях более, чем с 30 странами. Во-вторых, необходимость полного членства для получения доступа к структурным фондам Евросоюза. В-третьих, необходимость преодоления нетарифных ограничений, оказывающих наиболее отрицательное влияние на турецкий экспорт в ЕС. В-четвертых, структурные изменения в турецкой экономике, произошедшие вследствие проводимого с начала 80-х годов курса, и подготовившие вступление Турции в ЕС.
18 декабря 1989 года Комиссия Европейских Сообществ (КЕС) опубликовала два документа: "Мнение Комиссии по заявке Турции на вступление в Сообщество" и, в качестве приложения к нему, доклад "Турецкая экономика: структура и развитие", который представлял собой развернутый анализ состояния турецкой экономики, в том числе ее сравнение с Грецией, Испанией и Португалией как наименее развитыми членами ЕС.В документе указывалось, что начало переговоров о вступлении любой страны в ЕС должно опираться на два принципа. Страна-кандидат должна быть в состоянии принять на себя ряд ограничений, обязательных для членов Евросоюза. Выдержать груз проблем, которые могут возникнуть в связи с поэтапной интеграцией стран ЕС. Отмечалось, что особенно важны эти положения для Турции как страны, обладающей значительной территорией и быстрорастущим населением, но уровень экономического развития которой, однако, в целом ниже общего уровня Союза.В качестве положительных аспектов турецкой экономики в докладе были отмечены высокий темп роста ВВП, быстрые увеличение и диверсификация экспорта и значительное улучшение инфраструктуры В то же время, в докладе обращалось внимание на следующие отрицательные моменты:
· значительные структурные различия в сельском хозяйстве и в промышленности;
· показатели макронестабильности экономики, имевшие в 1989 году негативную тенденцию развития;
· высокий уровень протекционизма в промышленности;
· низкий уровень социальной защиты;При этом отмечалось, что вступление Турции в ЕС может создать значительное давление на структурные фонды Союза и усложнить проблему безработицы в этой европейской организации. Заявка Турции была и не удовлетворена, и не отвергнута руководящими органами Союза. Такой результат отразил противоречия, колебания и опасения внутри ЕС по вопросу присоединения к нему Анкары, что и было отражено в документах. Таким образом вопрос о членстве Турции в этой организации повис в воздухе. Очередные активные действия с турецкой стороны начались после 1991 года. В ноябре 1992 года на заседании Совета Ассоциации было достигнуто общее понимание о завершении процесса формирования таможенного союза Турции и ЕС к концу 1995 года. 6 марта 1995 года в Брюсселе было подписано соглашение о создании таможенного союза Турции и Европейского Союза. В соответствии с ним были, во-первых, до нуля сведены пошлины во взаимной торговле промышленными товарами, во-вторых, Турция прекратила практику взимания с импорта из стран ЕС сбора в Фонд массового жилищного строительства, в-третьих, были полностью ликвидированы количественные ограничения, в частности квоты на турецкую текстильную продукцию, а также контингенты, ограничивавшие импорт турецких продуктов нефтепереработки. В-четвертых, Турция начнет применять в отношении импорта из третьих стран Единый внешний тариф Евросоюза. Таким образом, средний уровень протекционизма для Турции снизился с 23,7% до 6,5%.
Первый год функционирования турецкой экономики в условиях таможенного союза во многом подтвердил опасения скептиков: на фоне слабой положительной динамики экспорта резко возрос импорт, прежде всего из стран ЕС, - торговый дефицит превысил 90% стоимости экспорта. Отсутствие же финансовой помощи со стороны Евросоюза, блокированной Грецией, понижает адаптационные возможности турецкой экономики, тем более, что необходимыми ресурсами для финансирования ее структурной перестройки ни частный сектор, ни государство не располагают.В настоящее время в странах Европейского Союза все чаще слышны мнения, что членство Турции в этой организации будет дополнительным бременем для Европы. Кроме того, после последних трагических событий, произошедших в Америке в прошлом году и в следствии продолжающейся антитеррористической операции во многих странах европейского континента растут антимусульманские настроения. Недавно, например, глава австрийской церкви заявил, что ЕС должен остаться христианской организацией, куда нет доступа мусульманским странам. Однако, основными аргументами против вступления Анкары в Евросоюз являются экономические причины, которые можно охарактеризовать следующим образом. Разрыв в уровнях социально-экономического развития, неблагоприятные финансово-экономические показатели Турции, в особенности на фоне нынешнего глубочайшего кризиса, Сохраняющиеся факторы социально-политической нестабильности в Турции, несовпадение нормативных актов и стандартов и конкуренция на вступление в ЕС со стороны более развитых стран. Несмотря на то, что турецкое руководство пошло на отмену смертной казнь в мирное время, разрешение критики вооруженных сил страны, запрещение контрабанды людей и человеческих органов и смягчение запрета на курдский язык, европейское сообщество не спешит начинать переговорный процесс с Анкарой о ее членстве. ЦентрАН