МЫ ИХ УБЕДИЛИ Отныне Азербайджан будет вылавливать рыбы больше - даже без учета браконьеров
Е.СТАРОСТИНА
Результатом состоявшегося на прошедшей неделе в Баку восемнадцатого заседания Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря стало увеличение квот Азербайджана на вылов рыб осетровых пород в следующем году.
Увеличение довольно значительное - более чем на треть от квот, установленных в текущем году, то есть с 92 тонн до 130 тонн (в обоих случаях на долю икры приходится не более 1% от массы вылова). Напомним, что в 2001 году квота нашей страны составляла 90 тонн рыбы и 700 кг икры. Главным аргументом такому резкому прогрессу квотирования является начатое наконец-то строительство рыборазводного завода в Нефтечале, производственная мощность которого через несколько лет достигнет 15 млн. мальков ежегодно. В итоге, официальное производство осетровых в Азербайджане вырастет вдвое - до 30 млн. мальков. Однако следует учесть, что 15 млн. якобы производимых сейчас на четырех старых рыборазводных заводах - это по большей части "бумажная" рыба, так как их реальный выпуск далеко не достигает производственной мощности.
Разумеется, на прошедшем заседании о полуфиктивности старых заводов никто не вспоминал, и предложения азербайджанской стороны о новой системе квотирования, хотя и при сопротивлении остальных участников, все же были частично приняты. В результате, как уже говорилось, квоты нашего государства были ощутимо увеличены на фоне примерно десятипроцентного снижения квот остальных прикаспийских государств. В перспективе Азербайджан рассчитывает на то, что местная квота будет увеличена почти до 13% от общего объема добываемой на Каспии рыбы.
Однако международное соглашение, подготовленное по итогам нынешней встречи, должно будет еще пройти одобрение Международной конвенции ООН по торговле исчезающими видами флоры и фауны (CITES). Сейчас сложно предсказать, как эта международная структура примет новую раскладку добычи осетровых.
В среднем, квоты самой CITES для прикаспийских государств находятся приблизительно на равном уровне - около 100 тонн рыбы и икры ежегодно для четырех стран и 1 тыс. тонн для Ирана. Методика исчисления этих квот ничем не отличается от доводов, выдвинутых азербайджанской стороной на последних переговорах, - допуск к вылову зависит от объемов кормовой базы, пресной воды, количества рыборазводных заводов (не путать с рыбоперерабатывающими) и прочих ресурсов, необходимых для восстановления поголовья осетровых. Так что теоретически CITES должна будет согласиться с новыми квотами по Каспию - если не вмешаются политические факторы.
Чисто экономически же увеличение квот на Азербайджане почти не отразится. При средних ценах на внешнем рынке в 600 долларов за килограмм икры и 5-8 долларов - за килограмм рыбного "мяса" выручка увеличится с 1 - 1,2 млн. долларов в 2002 году до 1,5 - 1,9 млн. долларов. Правда, если предложение об увеличении нашей квоты до 13% будет принято, доход от убийства осетровых может составить уже 4-5 млн. долларов.
Заметьте, в оценке прибыли Азербайджана мы не оперировали внутренними рыночными ценами. Это особая и очень грустная история - в нашем случае никакое, даже самое выгодное увеличение квот никак не отразится на объеме рыбы и икры, продаваемой населению. Очевидно, что контроль за превышением или соответствием установленным квотам осуществляется при оценке объемов экспорта рыбы за рубеж. В то же время основная масса потребляемой в стране рыбы вылавливается браконьерами и, естественно, без какого-либо учета квот.
Интересно было бы подсчитать, сколько тонн осетровых и икры продается ежедневно на рынках только одного Баку. При этом внушительная часть рыбы, попадающей на прилавки рыбных магазинов, также поставляется браконьерами. Так что гарантии по объему воспроизводимой Азербайджаном рыбы, предоставлемые нашими ведомствами, по справедливости никак не могут служить аргументом для увеличения наших квот. Настоящим поводом для прикаспийских стран и CITES могли бы стать гарантии жесточайшего контроля прибрежных вод и пресечения деятельности браконьеров. А именно эта часть работы Министерства экологии и природных ресурсов практически не финансируется - а значит, указанные в Положении о Минэкологии функции не выполняются.
Итак, азербайджанская "часть" Каспийского бассейна имеет три трубы - ежегодно по трубе "А" в него закачиваются 20 млн. мальков, по трубе "В" из него изымаются 130 тонн рыбы, количество рыбы, утекающей из него по трубе "С" при нелегальной ловле, неизвестно. Каков объем вреда, наносимого экосистеме моря браконьерами, если через пять лет количество рыбы в Каспии достигнет критического для воспроизводства уровня?