CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Российский фактор как составляющая внешней политики

4 января 2003

"МОСКВА, КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ...", или Российский фактор как составляющая внешней политики

А.РАШИДОГЛУ, Р.НАДИРОГЛУ

Азербайджан нередко называют страной, занимающей важное геостратегическое положение в регионе. В принципе это так и есть. Однако на данный момент чертой, среди других прочих характеризующей политическое состояние Азербайджана, является следующая - его отношения с ближайшими соседями, за исключением Турции, мягко говоря, оставляют желать лучшего. С Арменией все очевидно - агрессор оккупировал наши территории. Большой северный сосед - Россия - всегда воспринимался в независимом Азербайджане далеко не однозначно. Отношения с вроде бы близким партнером по Основному экспортному трубопроводу - Грузией нередко достигают весьма тревожной конфронтационной точки, в основном из-за существования проблемы многотысячной азербайджанской общины в этой стране. Иран и Туркменистан также нельзя отнести к закадычным друзьям Азербайджана - вопрос статуса Каспия - одно из ярких тому подтверждений.

Стоит также отметить, что стратегическое положение Азербайджана в регионе отражается и на раскладе внутриполитических сил. Причем, если учитывать долгое пребывание Азербайджана в составе сначала Российской империи, а затем Советского Союза, который в принципе стал наследником этой самой империи, то можно заметить, что внешнеполитический курс той или иной политической силы определяется именно отношением к бывшему "старшему брату". Так, при подходе к этому вопросу совершенно четко можно было определить агрессивно антироссийский партийный блок, умеренно антироссийский блок и блок политических партий, которые понимают значимость сотрудничества с Россией для Азербайджана.

Однако оговоримся, что при данной более или менее определенной дифференциации следует понимать, что все без исключения политические партии и общественные слои Азербайджана рассматривают Турцию в качестве приоритетного партнера и союзника. Идея "один народ - два государства" является стратегической для азербайджанского народа.

Но вернемся к так называемому "российскому фактору". Наверное, многие заметили, что отношение к Москве в Азербайджане на государственном уровне изменилось. Если раньше Баку занимал однозначно прозападную позицию, позволяя себе при этом достаточно пренебрежительно относиться к позиции Кремля (не будем вдаваться в подробности того, насколько верно или неверно это было), то сегодня шкала приоритетов несколько видоизменилась. Во всяком случае, подписание в начале прошлого года двустороннего договора о сотрудничестве, разрешение наболевшего вопроса о Габалинской РЛС и другие моменты указывают на то, что между Баку и Москвой наступила эра оттепели.

При этом, если проправительственные круги объясняют это приходом к власти гибкого Путина, что дало Азербайджану возможность осуществлять сбалансированную внешнюю политику, то оппозиция говорит, что власти повернулись лицом к Москве только затем, чтобы получить от нее поддержку в деле претворения в жизнь "плана преемника". Во всяком случае, утверждают оппозиционеры, Запад использовал все возможности для оказания давления на азербайджанские власти. Помимо ряда официальных заявлений госдепа, ОБСЕ, ПАСЕ, в которых в весьма жесткой форме осуждается политика официального Баку, задействованы и другие международные структуры. Это наводит оппозицию на мысль о том, что Запад отворачивается от Гейдара Алиева.

Однако мы сегодня не намерены рассматривать эти возможности, тем более, что на эту тему писалось достаточно много. Ясным остается лишь одно - отношение к Москве изменилось. Но это у властей. А как насчет их оппонентов?

Сразу же отметим, что общая картина отношения оппозиционеров к России также претерпела изменения. Во всяком случае, если ранее явно прозападно настроенные политические силы считали, по меньшей мере, ненужными отношения с Москвой, то сегодня подобного не наблюдается. Они, как минимум, уже согласны с мнением о том, что российским фактором пренебрегать нельзя. В частности, лидер ПНФА ("реформаторы") Али Керимли допускает нормализацию отношений с Россией, так как экономически Азербайджан заинтересован в этом. По его мнению, Азербайджан вообще не может не учитывать своих соседей как реальный фактор. "Мы являемся сторонниками нормальных отношений со всеми соседями, за исключением, пока, Армении, оккупировавшей азербайджанские территории. И мы будем двигаться в этом направлении", - отмечает А.Керимли. Вместе с тем он утверждает, что в политике его партии ведущей линией будет интеграция в евроатлантическое пространство. Со стратегической точки зрения, считает А.Керимли, гарантия безопасности, экономического процветания Азербайджана связана именно с укреплением позиции на этом пространстве. В этой связи лидер "реформаторов" отмечает, что сегодня Азербайджану необходимо развивать отношения с НАТО, ЕС, СЕ и другими.

Интересно, что председатель не имеющей регистрации в Минюсте одноименной партии, которую принято называть "классической" ПНФА, Мирмахмуд Миралиоглу к Москве по-прежнему относится холодно. По его мнению, попытки нормализации отношений с Россией только отнимают ценное время и тормозят процесс интеграции с Турцией и Западом.

Несмотря на то, что Либеральную партию воспринимают по большей части как организацию пророссийского толка, ЛПА в наиболее важные моменты выступает как раз-таки с прозападной позиции. В частности, либералы открыто поддержали идею осуществления проекта "Баку-Джейхан". Кроме того, в отдельных случаях ЛПА весьма негативно относится к перспективе максимального сближения с Россией. Данная партия, помимо некоторых политических кругов России, связана с либеральными кругами в Европе, имеет тесные отношения с представителями международных структур, а также с определенными либеральными кругами в Турции. Кроме того, ее лидеру Лале Шовкет Гаджиевой принадлежит мысль о том, что попытки договориться с Россией по важным проблемам, таким, как Карабах или Каспий, - дело бесперспективное.

Идеологические установки партии "Мусават" и ее лидера Исы Гамбара хорошо известны. Мусаватисты считают, что Азербайджан как государство должен существовать по модели Турции, и занимают на первый взгляд ярую антироссийскую позицию. Имеется в виду, что Россия - стратегический и исторический противник Турции и Азербайджана. "Мусават" имеет тесные отношения с политическими организациями Турции и ряда западных стран.

Однако, несмотря на это, достаточно-таки хорошие связи башкана "Мусават" с определенными российскими кругами также не являются чем-то тайным. Помимо того, его противники нередко в пылу гнева обвиняли И.Гамбара в том, что он играет в игру, правила которой установлены в Москве. Но это проявление политических передряг, поэтому не будем останавливаться на этом вопросе. Отметим лишь то, что в "Мусават" азербайджано-российским отношениям уделяется далеко не последнее место.

Сабир Гаджиев, генеральный секретарь возглавляемой Аязом Муталибовым Партии гражданского единства, которую также принято считать "пророссийской", считает, что политика каждого государства должна прежде всего строиться с учетом геополитических интересов и факторов. По его мнению, Азербайджан, исходя из своих государственных интересов, должен строить нормальные взаимовыгодные отношения на паритетной основе со всеми соседями, в том числе и с Россией. При этом С.Гаджиев советует не забывать, что в этой стране проживают сотни тысяч наших соотечественников.

Стоит отметить и то, что мы вступили в 2003 год - год президентских выборов, подготовку к которым ведущие оппозиционные партии уже начали. Наиболее активной в этом направлении можно считать так называемую оппозиционную "четверку", к представителям которой с особым вниманием относятся сегодня не только Запад, но и Москва, и Тегеран. В частности, встречи оппозиционных лидеров с российским послом стали поводом для далеко идущих выводов о том, что Кремль все же ищет возможную альтернативу нынешним властям среди "четверки", которая считается более "прозападной". Вместе с тем ясно, что и азербайджанские оппозиционеры идут на контакт с российскими представителями не под дулами автоматов, а в соответствии со своими, сугубо политическими соображениями. И если допустить, что они поняли, что на процесс смены власти в Азербайджане сможет влиять не только Запад, то можно ожидать, что о необходимости ведения "сбалансированной внешней политики с учетом государственных интересов" до президентских выборов говорить будут много и часто.

zerkalo.az

Предыдущая статьяИРАНСКИЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ НЕДОВОЛЬНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СВОЕГО МИД
Следующая статьяПостсоветские страны тянутся на запад