ПО МНЕНИЮ АДВОКАТА ДУВАНОВА, СУДЕБНАЯ СИСТЕМА КАЗАХСТАНА «ХУЖЕ, ЧЕМ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ»
В то время как кахахстанский апелляционный суд готовится заслушать дело известного оппозиционного журналиста Сергея Дуванова, осужденного за изнасилование, руководитель группы адвокатов заявляет, что судебная система страны «еще хуже, чем в советское время». По словам Евгения Жовтиса, решение о пересмотре судебного вердикта будет зависеть от политического решения, которое примет президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
По словам защиты, 7 февраля была подана апелляция, в которой говорится, что обвинение не представило убедительных свидетельств, доказывающих причастность Дуванова к изнасилованию в октябре прошлого года 14-летней девушки. 28 января суд приговорил Дуванова к трем с половиной годам заключения. [Дополнительную информацию см. Архив Human Rights]. Выступая перед аудиторией, собравшейся 11 февраля в Институте «Открытое общество» (Нью-Йорк), Жовтис сказал, что апелляционный суд заслушает дело уже 17 февраля.
С момента своего ареста Дуванов заявлял о своей невиновности. Журналист заявлял, что дело имеет политическую подоплеку и его целью является прекращение критики в адрес Назарбаева и расследования коррупционного скандала, известного как «Казахгейт». [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. В первых же публичных заявлениях после вынесенного судебного решения Жовтис заявил, что правительство не смогло доказать причастности Дуванова к совершению преступления.
«Это было политическое решение», - сказал Жовтис, добавив, что и на апелляционных слушаниях речь пойдет не о юридических вопросах. «Реальных доказательство вины Дуванова не существует».
«В юридическом смысле дело ясное, - сказал Жовтис. - Любой судья, пожелай он придерживаться уголовно-процессуальных норм, должен был бы отменить вердикт. Однако теперь решение носит политический характер - это вопрос о том, пожелает ли Назарбаев прекратить дело или нет».
Имеются как прямые, так и косвенные свидетельства, доказывающие, что возбуждение дела и судебное решение были результатом «политической провокации», - сказал Жовтис. Например, анализ крови Дуванова был сделан с опозданием на два дня, несмотря на заявления арестованного, что ему был подсыпан наркотик. Исчезла и чашка, из которой, по словам Дуванова, он пил отравленный наркотиком чай, и поэтому не осталось никаких следов посторонних веществ, которые могли бы быть подвергнуты анализу. Жовтис обвиняет власти и в том, что они подбросили улики и прибегли к запугиванию свидетелей.
Жовтис заявил также о процедурных нарушениях, допущенных в ходе расследования, в том числе в проведении 18 экспертных оценок без консультаций и согласований со стороной защиты, как того требует казахстанское законодательство. Во время процесса защита 91 раз выступала с протестами в связи с нарушениями процедуры. Ни один из них не был поддержан председательствующим судьей, - сказал Жовтис.
Жовтис, являющийся руководителей Кахахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, нарисовал тревожную картину процесса демократизации в Казахстане. «По своим убеждениям я антикоммунист», - сказал Жовтис, познакомившийся с Дувановым в конце 1980-х гг., когда оба участвовали в создании оппозиционной партии. «Однако сегодня судебная система гораздо хуже, чем в советское время. Она в большей степени зависит [от политических решений], более коррумпирована, а полиция, прокуратура и судьи действуют заодно».
Жовтис привлек также внимание к тому факту, что в крупных городах и селениях созданы специальные полицейские структуры, задачей которых является наблюдение за журналистами, представителями неправительственных организаций и другими лицами, разделяющими взгляды, идущие вразрез с политикой правительства. «Они следят за нами и устраивают провокации», - сказал Жовтис.