ЗАЛЬЕМ МИР КАЗАХСТАНСКОЙ НЕФТЬЮ, ИЛИ ЗОЛОТЫЕ СНЫ МИНИСТРА ЭНЕРГЕТИКИ И МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ВЛАДИМИРА ШКОЛЬНИКА
БАКУ.24.03.2003.MEDIA-PRESS: Министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Владимир Школьник продолжает "удивлять" мир завышенными оценками нефтяных ресурсов своей страны. Об этом говорится в статье, опубликованной на днях казахстанским интернет-изданием "Республика".
В статье, озаглавленной "Зальем мир казахстанской нефтью" говорится, что министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник в последнее время чересчур оптимистично оценивает нефтяной потенциал своей страны. Если в октябре прошлого года он заявлял, что в 2015 году Казахстан сможет добывать примерно 120-150 млн. тонн нефти, то сейчас оптимизм министра "возрос" более чем в два раза.
Выступая в середине февраля на проходившей в Астане Конференции мира и согласия, он отметил, что старые его оценки можно считать излишне "консервативными", поскольку к 2015 году объем добычи нефти в Казахстане может составить 300-315 млн. тонн в год. По его словам, "это - реальная цифра". Так что Казахстан, по его мнению, может войти в пятерку мировых государств, обладающих крупнейшими запасами нефти.
Министр отметил, что сегодня извлекаемые запасы нефти на планете составляют около одного триллиона баррелей, при нынешних темпах потребления они истощатся примерно через 35 лет. Но и тогда Казахстан останется одним из главных источников энергоресурсов на планете. В настоящее время в общемировых извлекаемых запасах нефти доля Казахстана составляет 5-9%, а лидера - Саудовской Аравии - около 27%.
Как отмечается в статье, точку зрения Школьника подтвердил и министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов, который считает, что к 2005 году средний темп роста добычи нефти должен быть не менее 10%, а начиная с 2006-го - не менее 30%. Иначе говоря, в стране будет добываться свыше 230 млн. тонн нефти в 2010 году и в 867 млн. тонн - в 2015 году.
При добыче 300-315 млн. тонн нефти и внутреннем ее потреблении в 15 млн. тонн, как ранее говорил Школьник, 285-300 млн. тонн могут и должны быть экспортированы. Причем существующие и проектируемые сегодня трубопроводы, включая КТК и уже практически строящийся маршрут Баку - Тбилиси - Джейхан проблемы не решат, особенно если учитывать уже возникшие ограничения по пропускной способности турецких проливов. Не поможет решению проблемы даже строительство новых нефтепроводов на Китай и Иран соответственно на 20 и 25 (или даже 50) млн. тонн. А значит, нужны новые маршруты, в возможные варианты которых Школьник не вдавался, упомянув лишь наиболее выгодный иранский маршрут.
Любопытно, что не так давно Национальная ассамблея Франции предложила сделать Казахстан постоянным поставщиком нефти и нефтепродуктов в страну. По данным французских экспертов, уже лет через пять республика сможет производить до 100 млн. тонн нефти ежегодно. Таким образом, дешевая казахстанская нефть может вытеснить с европейского рынка более дорогую российскую и североморскую. По мнению Ассамблеи, французскому правительству следует, не теряя времени, заключить с Казахстаном долгосрочный договор о поставках нефти, чтобы опередить конкурентов и получить максимальную выгоду от приобретения дешевой нефти. Однако до настоящего времени официально утвержденные извлекаемые запасы нефти в Казахстане (1996 год) составляют 2,76 млрд. тонн, в том числе более 1 млрд. тонн - на Тенгизе, подчеркивается в статье. После 1996 года появилось практически одно сообщение о коммерческом открытии крупного масштаба на шельфовом Кашагане - примерно 1 млрд. тонн. Оценка была проведена по результатам бурения всего нескольких скважин, и запасы месторождения до настоящего времени официально не утверждены.
Как известно, основные перспективы роста нефтедобычи в республике связаны именно с шельфом. Для уровня 2015 года неоднократно приводились прогнозные данные, что на континентальной части будет добываться примерно 50 млн. тонн, а остальное, то есть примерно 100 млн. тонн - на шельфе. Можно также напомнить, что еще по советским оценкам, на которых, кстати, до сих пор основываются часто довольно смелые прогнозы, в северной части Каспия, особенно отнесенной сейчас под юрисдикцию России, может преобладать не жидкое, а газообразное углеводородное сырье. А это уже несколько другая "головная боль".
О своеобразной "terra incognita" казахстанского шельфа свидетельствуют колоссальные разбросы оценок перспективных запасов углеводородов всего Каспийского региона. В этом отношении трудно забыть, как в октябре прошлого года на конференции в Алматы специальный представитель президента США по Каспию Стивен Манн дипломатично постарался умерить эйфорию об уникальном положении Каспия в мировой нефтяной "кладовке". Он напомнил, что, по авторитетным оценкам, здесь сосредоточено не более 4% мировых запасов нефти.
Манн заметил тогда, что с учетом географических, экономических, экологических и иных особенностей инвестиции в освоение потенциальных богатств региона могут оказаться менее эффективными, чем в других регионах мира. Иначе говоря, за инвестиции в каспийский регион можно ожидать жесткой конкуренции, в том числе и с другими прибрежными странами, включая Азербайджан. Словом, считают авторы статьи "Зальем мир казахстанской нефтью", оптимизм министра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана и его коллег по правительству основывается не столько на строгих и утвержденных объективных данных, сколько на желании и интуиции, пусть даже и научной.
Copyright©by Media holding,1999-2003