CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gazetasng.ru

Туркмения и ОБСЕ: обмен "уколами"

17 марта 2003

Туркмения и ОБСЕ: обмен "уколами"

Чарыгельды Аманов

В ответ на многостраничный доклад представителя ОБСЕ, касающийся некоторых аспектов расследования дела о покушении на президента Ниязова и неудавшегося государственного переворота, имевших место 25 ноября прошлого года, туркменский МИД направил в эту организацию свою записку.

Этот документ, своеобразный "ответ Чемберлену", мало напоминает оправдание. Скорее наоборот, ряд фрагментов его содержит серьезные претензии к ОБСЕ как организации, призванной выступать гарантом безопасности и сотрудничества в огромном регионе, включающем в себя Европу и ряд постсоветских, в том числе азиатских государств.

Любопытно, что доклад ОБСЕ и ответ на него туркменского МИД строятся на совершенно противоположных посылах. ОБСЕ во главу угла ставит имеющиеся, по утверждению автора доклада, нарушения законности в ходе расследования дела о покушении, тогда как министерство иностранных дел Туркмении анализирует некоторые внешнеполитические обстоятельства, связанные с планированием и неудачным осуществлением госпереворота, сопровождавшимся, по мнению Ашхабада, террористическим актом, носящим международный характер.

И если обвинения ОБСЕ, широко растиражированные европейскими СМИ, уже раньше стали достоянием массовой аудитории, то позиция Ашхабада, пожалуй, впервые представлена мировому сообществу в виде систематизированного документа.

Главный вывод таков: Туркмения считает запущенный ОБСЕ так называемый "Московский механизм" попыткой "ряда государств-участников ОБСЕ" оказать на него давление. Об этом, по мнению официального Ашхабада, свидетельствует "поспешное назначение в одностороннем порядке докладчика", а также "нарушение инициаторами этой процедуры главного требования Документа Московского совещания по человеческому измерению ОБСЕ 1991года, выраженного в пункте 17".

В данном пункте говорится о том, что государства-участники ОБСЕ "безоговорочно осуждают силы, стремящиеся захватить власть у представительного правительства в любом государстве-участнике вопреки воле народа, выраженной в ходе свободных и справедливых выборов, и в нарушение законно установленного конституционного строя".

Также отмечается, что "в случае свержения или попытки свержения демократически избранного законного правительства какого-либо государства-участника недемократическими средствами", члены ОБСЕ "будут решительно поддерживать в соответствии с Уставом ООН законные органы этого государства, стоящие на страже прав человека, демократии и верховенства закона, признавая свои общие обязательства противодействовать любой попытке ограничить эти ценности".

Ашхабад напомнил, что после событий 25 ноября туркменская сторона незамедлительно обратилась к иностранным государствам и международным организациям с просьбой об оказании помощи в раскрытии этого преступления и задержании преступников. Повторные запросы с такой же просьбой впоследствии неоднократно были направлены в адрес иностранных государств, в первую очередь европейских стран. "К сожалению, - говорится в документе МИД, - такая помощь не была оказана, хотя Туркмения постоянно доказывает на деле свою готовность и желание сотрудничать со странами-членами ОБСЕ и другими государствами в сфере борьбы с преступностью и терроризмом".

МИД также напомнил о том, что "Туркмения первой проявила инициативу о выдаче преступников из числа иностранных наемников тем государствам, гражданами которых они являются". При этом выражается недоумение в связи с тем, что ряд государств-членов, в ответ на неоднократные обращения к ним туркменской стороны, "встали на путь деструктивизма, способствуя приданию политической окраски действиям террористов, совершивших особо тяжкое преступление против государства и его общепризнанного лидера".

Что касается самого отчета ОБСЕ, то Ашхабад считает доклад профессора Деко "поспешно скомпилированным по заранее выполненным заготовкам, не выдерживающим критики и являющимся сугубо тенденциозным".

"Те односторонние выводы и рекомендации, которые содержатся в отчете, ничем не отличаются, а зачастую повторяют измышления "желтой прессы", которые не могут считаться источником объективной информации, - говорится в документе МИД. - В этой связи туркменская сторона выражает свое возмущение необъективным отношением и тенденциозным освещением ситуации в Туркмении со стороны докладчика ОБСЕ. Кроме того, вызывает недоумение тот факт, что ОБСЕ проявляет спокойствие по отношению к ряду европейских стран-участников, на территории которых находятся и свободно перемещаются особо опасные преступники, официально объявленные Туркменией в межгосударственный розыск».

Ашхабад, судя по документу, недоволен и тем, что инициаторы "Московского механизма" не сделали встречных шагов в ответ на обращения Туркмении "о сотрудничестве и оказании помощи в розыске преступников, совершивших теракт".

Туркменская сторона считает, что в таком важном деле, как борьба с терроризмом, нельзя допускать элементов политики двойных стандартов.

В своих претензиях к ОБСЕ МИД Туркмении ссылается на принятую Советом Безопасности ООН 19 января 2003 года Декларацию по борьбе с терроризмом. В данном документе Совет Безопасности ООН призвал все государства "максимально помогать друг другу в предотвращении, расследовании, преследовании и наказании актов терроризма, где бы они не происходили". Кроме того, Совбез ООН призвал все государства "предать правосудию тех, кто финансирует, планирует, поддерживает и осуществляет теракты или обеспечивает их прикрытие, в соответствии с нормами международного права, в частности, на основе принципа экстрадиции или юридического преследования на территории самих этих государств".

По мнению Ашхабада, в случае с событиями 25 ноября эти рекомендации некоторыми государствами были полностью проигнорированы. В то же время по отношению к Туркмении, заявляет МИД, применяется практика двойных стандартов, проявляется недоверие к нему как к равноправному партнеру.

"То, что члены преступного сообщества поставили первой задачей покушение на жизнь президента Туркмении, а задачей номер два был насильственный захват власти в Туркмении, изменение ее конституционного строя, полностью подтверждается показаниями обвиняемых, а также результатами очных ставок, приобщенных к делу вещественных доказательств, других собранных материалов", - подчеркивается в документе.

Обменявшись взаимными "уколами", штаб-квартира ОБСЕ и МИД Туркмении согласились, на наш взгляд, в самом главном: сотрудничество первой и единственной в Азии нейтральной страны с этой авторитетной международной организацией должно быть продолжено. Важно, что никто не сомневается в том, что данное партнерство - в интересах обеих сторон. И для того, чтобы оно вновь вышло на конструктивную стезю, необходимо встречное движение. Каждый должен пройти свою половину пути.

gazetasng.ru

Предыдущая статьяНеравноценный обмен
Следующая статьяРоссия ищет поддержки в Центральной Азии