Бритиш Газ оставляет Кашаганский проект
Одно из самых крупнейших открытий последних десятилетий нефтяное месторождение Кашаган на северо-восточном побережье Каспийского моря снова оказалось в центре внимания мировой прессы.
Британская компания British Gas Group, являющаяся одним из участников консорциума под названием Аджип ККО, разрабатывающего Кашаган, приняла стратегическое решение выйти из игры и реализовала свою 16.67 %-ую долю ведущим китайским нефтяным компаниям. Решение было принято спустя год, когда два других акционера норвежская Statoil и британская British Petroleum также покинули консорциум.
Как уже было объявлено BG Group достигла договоренности о продаже 8.33 % китайской China Petrochemical Corporation (или Sinopec Group), а неделей раньше было заключено соглашение о продаже других 8.33 % крупнейшей в Китае компании по добыче нефти на шельфе China National Offshore Oil Corporation. Общая сумма сделки составила $1.230 миллиарда, что по оценкам аналитиков является весьма удачной торговой операцией для BG, если учесть что годом раньше, другая британская компания British Petroleum смогла выручить за свою 9.5 % долю около $400 миллионов, а норвежская Statoil выручила какие-то $205 миллионов за свой пакет в размере 4.76 %.
Тогда доли были реализованы другим акционерам консорциума, которыми являются итальянская Eni, американский ExxonMobil, англо-датская Royal Dutch/Shell Group, итальянская TotalFinaElf, американская ConocoPhillips и японская Inpex. Ожидается, что сделка между BG и китайскими компаниями будет завершена в течение 2003 г. после получения согласия на продажу третьей стороне остальных акционеров консорциума, а также получения одобрения казахстанскими и китайскими антимонопольными ведомствами.
Однако, из-за достаточно высокой цены за пакет, по мнению экспертов, акционеры консорциума не будут препятствовать заинтересованным в сделке сторонам. Что же касается китайских компаний, то они готовы заплатить столь высокую цену за кусок Кашагана, так как географическая диверсификация источников нефти позволит им уйти от зависимости от поставок нефти с Ближнего Востока, которые составляют половину китайского нефтяного импорта или 15% суммарного потребления нефти в КНР (около 5 млн. баррелей в сутки).
Аналитик из Investec Henderson Crosthwaite Тони Элвз считает, что для Sinopec и CNOOC эта дорогостоящая сделка является весьма важной, так как они настоящий момент находятся в поиске дополнительных углеводородных ресурсов для осуществления своей обновленной экспансивной стратегии. По разным оценкам извлекаемые запасы Кашагана оцениваются от 8 до 13 миллиардов баррелей углеводородного сырья.
Официальной причиной выхода BG из самого многообещающего проекта за последние три десятилетия явилась по заявлению компании необходимость финансирования других проектов компании. Дэвид Мак Манус, вице-президент BG, сообщил, что сделка о продаже доли в Кашагане прорабатывалась в течении нескольких последних лет, и BG принял окончательное решение, склонившись в пользу развития других зарубежных проектов.
Благодаря проведенным исследовательским работам на месторождении, которые позволили оценить коммерческую жизнеспособность Кашагана, BG удалось продать свою долю за максимальную цену, для того, чтобы иметь возможность финансировать другие проекты компании таких как газовое месторождение West Delta Deep Marine в Египте и недавно открытое месторождение Buzzard с предполагаемыми запасами 1.1 миллиардов баррелей на Северном море, сообщил Мак Манус.
Официальная версия BG, о том, что только поступления от продажи доли в Кашагане помогут решить проблемы компании в инвестировании других менее крупных проектов вызывают определенный скепсис у аналитиков, тем более что фискальный 2002 год компания закончила с доходами около 888 миллионов английских фунтов стерлингов против 833 миллионов, заработанных в прошлом году. Также большую роль в последнее время в финансовой стабильности компании играют растущие цены на нефть на фоне ближневосточного кризиса.
По мнению западных аналитиков, немаловажную роль в принятии решении BG сыграли ухудшающийся инвестиционный климат в Казахстане, а также завершившийся недавно конфликт между казахстанским правительством и американо-казахстанским совместным предприятием Тенгизшевройл.
Некоторые источники также говорят, что подобно акционерам Тенгизшевройла, участники консорциума Аджип КСО также столкнулись с давлением со стороны государственной компании Казмунайгаз, которая настаивает на увеличении расходов на создание морской инфраструктуры, на строительство которой предполагалось использовать финансовых средств ровно столько, сколько необходимо для добычи ранней нефти.
Вполне возможно, что BG, как один из крупнейших участников консорциума не намеревался идти на поводу Казмунайгаза и расходовать больше, чем планировал и воспользовавшись кризисом в Ираке и удачной ситуацией на нефтяном рынке, спекулирующем на несметных богатствах Кашагана принял, возможно, одно из самых удачных в своей истории решений.
А Казахстану же в этом случае достается роль стороннего наблюдателя того, как можно, используя удачно сложившиеся обстоятельства, а также правильный менеджмент и коммерческое чутье, делать миллиарды долларов на его нефтяных богатствах.
Зауре Кистауова, эксперт Службы экономического анализа Агентства политических исследований "APR"