Узбекистан: смена декораций Ташкент изменяет инвестиционную политику в нефтяной отрасли в интересах частных компаний
© Сергей Гавричев, RusEnergy
Узбекистан, чьи гипотетические запасы жидких углеводородов составляют около 4 млрд т, а газа - более 5 трлн кубометров, пытается привлечь инвесторов для их освоения. Ташкент отказался от попыток решить все проблемы своей нефтегазовой отрасли с помощью одного стратегического инвестора, и делает ставку на привлечение как можно большего числа иностранных компаний к своим углеводородным проектам.
Проекты вместо продаж
Российская компания ЛУКОЙЛ и Международная группа компаний ИТЕРА планируют в апреле подписать соглашение о разделе продукции при освоении Кандымской группы месторождений в Узбекистане. Объем запасов газа, вовлеченных в проект, составляет более 200 млрд кубометров, жидких углеводородов - более 10 млн т, размер первоначальных инвестиций оценивается в $377 млн (см. Приложение 1). Партнером с узбекской стороны выступит Национальная холдинговая компания "Узбекнефтегаз" (УНГ), контролирующая все предприятия и природные запасы нефтегазовой отрасли страны.
Приход в Узбекистан названных компаний свидетельствует о том, что инвестиционный климат в этой стране меняется к лучшему. Узбекское правительство фактически отказалось от планов приватизации УНГ, которая выполняет одновременно роль хозяйствующего субъекта и Уполномоченного органа. Представители властей сообщают, что приватизация откладывается на пять, а возможно, и на десять лет.
Ранее Ташкент планировал продать не позднее 2003 года 49-процентный пакет акций УНГ одной из иностранных компаний, которая получила бы после этого статус "стратегического инвестора". На эту компанию Узбекистан предполагал возложить хозяйственное управление и финансирование нефтегазовой отрасли. Сейчас правительство пересмотрело эти планы, поскольку не нашло инвестора, согласившегося взять на себя решение проблем узбекского ТЭК (см. Приложение 2).
Приватизация УНГ должна была радикально изменить систему отношений и внутри нефтяной отрасли, и в проектах с участием узбекской компании. Иностранные инвесторы, рассматривающие проекты в Узбекистане, имели серьезные основания опасаться нестабильности своих контрактов после перехода акций узбекского партнера в чужие руки. Теперь этот риск снят, а "Узбекнефтегаз", отложив сделку со стратегическим инвестором на отдаленное будущее, нуждается в деньгах и услугах широкого круга компаний.