CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

usinfo.state.gov

Выдержки из доклада о положении с правами человека, раздел "Евразия"

2 апреля 2003

02 April 2003 Выдержки из доклада о положении с правами человека, раздел "Евразия" (Республики бывшего Советского Союза)

Ниже приводятся выдержки из доклада Госдепартамента о положении с правами человека в странах Евразии:

КАЗАХСТАН

И без того плохое положение с правами человека еще больше ухудшилось; правительство по-прежнему продолжает нарушать права граждан. Правительство жестко ограничивает права граждан на смену правительства, а существующие в стране демократические институты по-прежнему слабы. Имели место случаи жестокого обращения сотрудников органов безопасности с задержанными. Полиция практикует пытки, избиения и другие формы жестокого обращения с задержанными. Правительственные чиновники признают, что нарушение прав человека сотрудниками полиции является серьезной проблемой. Условия содержания заключенных в местах лишения свободы являются суровыми, правда, правительство принимает активное участие в усилиях по улучшению этих условий. Правительство по-прежнему практикует аресты и задержания без достаточных оснований, при этом слишком длинные сроки предварительного заключения являются проблемой. Судебные органы глубоко коррумпированы. В результате принятия поправок к ряду законов о полномочиях прокуратуры судебные органы стали еще более зависимыми, поскольку эти поправки, помимо прочего, предусматривают право прокуроров приостанавливать вступление в силу судебных приговоров. Правительство посягает на частную жизнь граждан, а в новом законодательстве прокуроры получили широкие возможности для организации наблюдения за отдельными гражданами.

Имели место случаи преследования властями независимых СМИ, в результате чего многие журналисты практикуют самоцензуру. Ряд оппозиционных СМИ подвергся нападениям и/или их деятельность была приостановлена. Правительство ограничивает свободу собраний и объединения граждан. Правительство ограничивает право на демократическое выражение мнений и по-прежнему препятствует регистрации политических партий. Несмотря на то, что в апреле Конституционный совет признал ограничительные поправки к Закону о религии противоречащими Конституции, местные власти в ряде случаев продолжали преследования в отношении нетрадиционных религиозных групп и их отдельных участников. Некоторые правозащитники сообщают о том, что правительство ведет наблюдение за их деятельностью.

Серьезной проблемой является насилие в отношении женщин, в том числе на бытовом уровне. Имеет место дискриминация в отношении женщин, инвалидов и этнических меньшинств. Правительство практикует дискриминацию в пользу этнических казахов. В сельскохозяйственных районах по-прежнему применяется детский труд. Проблему представляет собой торговля женщинами и детьми, главным образом девочками- подростками, правда, правительство предпринимает определенные шаги к решению этой проблемы. (...)

КИРГИЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Несмотря на конституционные ограничения, парламент страны стал более независимым и иногда даже видоизменяет или блокирует президентские инициативы. В стране существует достаточно сильное гражданское общество. В октябре в четырех избирательных округах состоялись дополнительные выборы в парламент. В трех округах выборы прошли в целом организованно и на состязательной основе, но в четвертом округе были отмечены грубые нарушения в процедуре голосования, и результаты выборов были подвергнуты серьезной критике. (...)

Положение с правами человека в стране остается плохим, и власти по-прежнему допускают многочисленные нарушения этих прав. Неправительственным организациям и депутатам парламента в ряде случаев удавалось блокировать президентские инициативы в рамках парламентской деятельности или общественных кампаний. Отмечены случаи избиения и жестокого обращения с гражданами со стороны органов безопасности; в марте при разгоне демонстраций от рук полиции погибли шесть человек. Условия содержания заключенных являются очень плохими, и имеют место многочисленные случаи арестов и задержаний без достаточных на то оснований. В результате контроля исполнительной ветви власти над судебной ограничивается право граждан на надлежащие правовые процедуры. Органы исполнительной ветви власти вмешивались в процесс вынесения судебных приговоров в отношении видных деятелей оппозиции. Правительство ограничивает некоторые частные права граждан, а также свободу слова и прессы. Применяя бюрократические методы, правительство оказывает давление на независимые СМИ, некоторые НПО и оппозицию. Правительство ограничивает свободу собраний и объединения граждан. Правительство в целом соблюдает принцип свободы вероисповедания, однако в ряде случаев оно посягало на эту свободу - особенно в отношении радикальных исламских групп, которые, по его мнению, представляют собой угрозу интересам страны. Существуют некоторые ограничения на свободу передвижения граждан. Как правило, граждане имеют возможность для свободного передвижения по стране, однако в ряде случаев правительство пыталось препятствовать поездкам граждан для участия в политически важных событиях. Правительство преследует и оказывает давление на некоторые правозащитные группы. Проблему представляют собой насилие и дискриминация в отношении женщин. Еще одной проблемой является насилие в отношении детей. В стране растет число беспризорных детей. Кроме того, проблемой является дискриминация в отношении этнических меньшинств, а также практика детского труда. Застарелую проблему представляет собой торговля людьми, и правительство предпринимает определенные шаги к ее решению.

ТАДЖИКИСТАН

Таджикистан управляется авторитарным режимом, который создал ряд номинально демократических институтов, включая Конституцию, принятую в 1994 году. (...) Прошедшие в мае 2001 года дополнительные парламентские выборы были проведены с нарушениями, как и дополнительные выборы, проведенные в трех районах в течение года. Хотя стабильность в масштабах всей страны значительно укрепилась после окончания гражданской войны 1992-97 годов, власти по-прежнему сталкивались с проблемой поддержания правопорядка, а внутри самих сил безопасности сохранялись региональные подразделения. Конституция предусматривает независимость судебной власти; однако на практике судебная власть не была независимой. (...)

Поведение властей в области прав человека оставалось неудовлетворительным; хотя в некоторых областях были отмечены улучшения, сохранялись серьезные проблемы. Право граждан менять свое правительство по-прежнему было ограниченным. В отличие от прошлых лет, новых сообщений о том, что силы безопасности совершают убийства без суда и следствия, не появлялось; однако милиция и силы безопасности совершали незаконные убийства, за которые их редко привлекали к ответственности. Власти добились успехов в расследовании политических убийств, совершенных в предыдущие годы. Имели место смертные случаи среди заключенных. От взрывов противопехотных мин, заложенных в прошлые годы, погибло несколько мирных жителей. Произошел ряд исчезновений и похищений людей. Силы безопасности пытали, избивали и подвергали насилию задержанных и других лиц. Эти силы также несли ответственность за угрозы, вымогательство и нарушение прав мирных жителей. Власти продолжали использовать произвольные аресты и задержания и арестовывали людей по политическим причинам. Сохранялась проблема безнаказанности. Условия содержания заключенных в тюрьмах оставались суровыми и угрожающими жизни. Сохранялась проблема длительного содержания под стражей до суда. Судебная власть была подвержена давлению со стороны политических и военизированных сил, и часто имели место длительные задержки судебных процессов. Сотрудники правоохранительных органов применяли пытки, чтобы "выбить" из людей признания, которые затем использовались в суде без ограничений. Власти посягали на право граждан на неприкосновенность личной жизни. Власти ослабили введенные ими ограничения свободы слова и ослабили контроль над электронными СМИ, но иногда препятствовали свободному выражению мнений. Журналисты практиковали самоцензуру. Власти ограничивали свободу собраний и свободу объединений, осуществляя строгий контроль над политическими организациями и запугивая демонстрантов. Существовали некоторые ограничения на свободу вероисповедания. Власти ослабили ограничения на свободу передвижения, отменив выездные визы. Сохранялись проблемы насилия и дискриминации в отношении женщин, как и проблемы дискриминации лиц с физическими и умственными недостатками и религиозных и национальных меньшинств. Сохранялась проблема использования детского труда. Имел место ряд случаев использования принудительного труда, в том числе детского. Серьезной проблемой по-прежнему была торговля женщинами и детьми, хотя власти предприняли некоторые шаги по решению этой проблемы.

Наркоторговцы и организованные преступные группы, действующие полувоенными методами, продолжали угрожать гражданскому населению, вымогать у него деньги и имущество и нарушать его права.

ТУРКМЕНИСТАН

Туркменистан является однопартийным государством во главе с Президентом, который продолжал осуществлять власть в авторитарном стиле советской эпохи, несмотря на конституционные положения, номинально создающие демократическую систему. (...) Однопалатный парламент в составе 50 членов (меджлис) не обладает независимой властью, а судебная система практически контролировалась Президентом. (...)

Поведение властей в области прав человека оставалось чрезвычайно неудовлетворительным, и власти продолжали совершать серьезные нарушения. Ситуация с правами человека заметно ухудшилась после вооруженного нападения на Президента Ниязова 25 ноября, которое режим расценил как покушение на Президента и попытку устроить государственный переворот. Правительство быстро приняло меры против предполагаемых оппозиционеров у себя в стране и за рубежом, направив правительствам ряда зарубежных стран запрос на экстрадицию предполагаемых заговорщиков. Появлялось множество заслуживающих доверия сообщений о нарушениях прав человека, совершенных государственными чиновниками в ходе расследования нападения на Президента Ниязова, включая заслуживающие доверия сообщения о пытках. Имели место многочисленные нарушения установленной законом надлежащей правовой процедуры. Власти отвергали все обвинения в нарушениях прав человека, но не предоставляли регулярный доступ к иностранным гражданам, задержанным по обвинению в участии в заговоре. Власти задержали сотни родственников арестованных по делу о заговоре, некоторые из которых были подвергнуты физическому насилию и лишены доступа к медицинской помощи. Родственники проходящих по делу о заговоре также лишились работы, были отчислены из вузов и выселены из своих домов без компенсации. По состоянию на конец года многие оставались под домашним арестом и не имели возможности покинуть страну или перемещаться внутри страны.

Власти серьезно ограничивали политические и гражданские свободы. Граждане не имели возможности менять свое правительство мирным путем. Правительство в течение года не регистрировало никаких партий и продолжало подавлять всякую оппозиционную политическую деятельность. Силы безопасности продолжали избивать и иным образом издеваться над подозреваемыми и заключенными. Произвольные аресты и задержания были постоянной проблемой. Как уголовная полиция, так и МНБ действовали с относительной безнаказанностью и нарушали права людей, а также приводили в исполнение политический курс властей на подавление политической оппозиции. Условия содержания заключенных в тюрьмах оставались неудовлетворительными и опасными. Судебная власть не была независимой. Сохранялись проблемы длительного содержания под стражей до суда и несправедливых судебных процессов. Сохранялась проблема вмешательства властей в неприкосновенность личной жизни граждан. Власти содержали под стражей, по крайней мере, одного политического заключенного. Власти продолжали массовый снос частных домов; многие перемещенные домовладельцы практически не получили никакой компенсации за утраченное имущество. Власти стремились ограничивать браки между гражданами страны и иностранцами под предлогом необходимости защиты супругов и детей.

Власти серьезно ограничивали свободу слова и не разрешали свободу печати. Власти полностью контролировали СМИ, подвергали цензуре все газеты и Интернет и ни разу не допустили независимой критики государственной политики. Сократилась научная свобода. Власти ограничивали свободу собраний и свободу объединений. Власти продолжали вводить ограничения на деятельность неправительственных групп, включая группы религиозных меньшинств, большинство которых не имели возможности зарегистрироваться у властей. Власти осуществляли контроль над выражением религиозных взглядов и идей. Сторонники незарегистрированных религий подвергались различным формам преследования, включая арест и издевательства. Власти ограничивали свободу передвижения. В январе они отменили выездные визы; однако 30 декабря на заседании Халк Маслахаты (Совета старейшин) Президент Ниязов предложил повторно ввести визовый режим для граждан в ответ на покушение 25 ноября. В стране не было ни одной правозащитной организации вследствие ограничения свободы слова и свободы объединений. Иностранные дипломаты наблюдали лишь за одним судебным процессом. Существовала проблема бытового насилия и социальной дискриминации в отношении женщин. Власти в целом относились к этническим туркменам лучше, чем к национальным меньшинствам. Власти строго ограничивали права трудящихся.

УЗБЕКИСТАН

Осуществлялся эффективный гражданский контроль над военными. Полиция и НСС совершали многочисленные серьезные нарушения прав человека; однако впервые некоторые должностные лица этих организаций были привлечены к ответственности и заключены в тюрьму за свои деяния. (...)

Поведение властей в области прав человека оставалось весьма неудовлетворительным; хотя имели место некоторые заметные улучшения, власти продолжали совершать многочисленные серьезные нарушения. Граждане не могли осуществлять свое право менять свое правительство мирным путем. Власти разрешали существование оппозиционных политических партий, но преследовали их членов и отказывались регистрировать новые партии и разрешать им участвовать в выборах. Жестокое обращение с заключенными со стороны сил безопасности привело к ряду смертей. Полиция и силы НСС пытали, избивали и преследовали людей. Власти пригласили посетить страну специального докладчика ООН по проблеме пыток, что и было сделано им в ноябре. Условия содержания заключенных в тюрьмах были неудовлетворительными, а срок содержания под стражей до суда зачастую составлял несколько месяцев. Полиция регулярно произвольно задерживала граждан для вымогания взяток. Полиция и НСС произвольно арестовывали людей, особенно мусульман, подозреваемых в симпатиях к экстремистам. Они также фабриковали доказательства против людей; однако это явление было менее широко распространено, чем в прошлые годы. Число людей, находящихся в тюрьме по политическим или религиозным мотивам, прежде всего лиц, которые, как полагают власти, связаны с экстремистскими исламскими политическими группировками, а также представителей светской оппозиции и правозащитников, составляло примерно 6500 человек. Судебная власть не обеспечивала надлежащей правовой процедуры. Полиция и силы НСС посягали на неприкосновенность личной жизни граждан. Ответственные за документально подтвержденные преступления редко наказывались; однако впервые с момента провозглашения независимости Узбекистана власти этой страны вынесли обвинительные приговоры девятерым офицерам НСС и полиции за серьезные нарушения прав человека.

Власти жестко ограничивали свободу слова и прессы, а атмосфера репрессий душила публичную критику властей. В мае была отменена цензура печати; однако власти предупредили редакторов, что они несут ответственность за содержание своих публикаций, а новые поправки к закону о СМИ в действительности поощряли самоцензуру. Власти продолжали запрещать несанкционированные общественные собрания и демонстрации, а полиция насильственно прерывала ряд мирные протестов. Власти предотвратили многие другие протесты, ссылаясь на угрозу народных волнений. Простые граждане остерегались публично критиковать власти. Власти продолжали отказывать в регистрации оппозиционным политическим партиям; однако впервые за несколько лет власти позволили оппозиционной политической партии провести свои съезды. Впервые власти зарегистрировали независимую правозащитную организацию; однако они отказали в регистрации двум другим правозащитным организациям. Власти ограничивали свободу вероисповедания и преследовали и арестовывали сотни мусульман, которых они подозревали в экстремизме. Власти допускали существование иных религий, но ограничивали их деятельность. Власти ограничивали свободу передвижения. Для перемещения внутри страны требовались внутренние паспорта, а для переезда из одного города или района в другой требовалось разрешение. Для выезда за рубеж требовались выездные визы. Власти преследовали и нарушали права членов отечественных правозащитных организаций. Несколько активистов правозащитного движения были арестованы в обстоятельствах, позволяющих сделать вывод о выборочном приведении в исполнение законов и преследовании правозащитников.

Управление уполномоченного по правам человека помогало сотням граждан, добивающихся отмены несправедливых решений судов, погашения задолженностей по выплате заработной платы и наказания государственных чиновников, злоупотребляющих своей властью. Насилие против женщин, включая бытовое насилие, являлось проблемой, и по-прежнему имела место значительная традиционная социальная дискриминация женщин. Некоторые меньшинства по-прежнему подвергались дискриминации при трудоустройстве. Существовали некоторые ограничения прав трудящихся. Некоторые дети, особенно в сельских районах, были вынуждены работать в сезон уборки урожая. Существовала проблема незаконного вывоза женщин и детей в другие страны в целях проституции. (...)

(Распространено Офисом международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт:

usinfo.state.gov

Предыдущая статьяРОССИЯ И КАСПИЙСКИЙ БАССЕЙН БУДУТ ИГРАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЯМИ
Следующая статьяТуркменбаши помиловал осужденного