Ермек КАЛИЖАНОВ На кого будет опираться Казахстан?
Французская "Фигаро" пишет, что Ирак - это Югославия Ближнего Востока, и задается вопросом: что необходимо сделать, чтобы превратить в функционирующую демократию эту мозаичную в этническом и конфессиональном отношении страну, опустошенную к тому же кровожадной диктатурой и тремя войнами? В ходе впервые состоявшейся на иракской земле конференции противников режима Саддама Хусейна ответы на эти вопросы удалось набросать лишь в самых общих чертах. Триумф американского оружия вселил в президента США Буша уверенность в том, что военную победу удастся конвертировать в триумф на поприще политических преобразований. В качестве обоснований своего оптимизма Буш приводит исторические сравнения, заявляя, что после Второй мировой войны союзникам удалось-таки обратить на путь истинный немцев и японцев, пишет "Фигаро".
Резон в высказываниях президента есть, в этот список можно добавить и Южную Корею.
Учитывая эти исторические параллели, можно предположить, что Америка попытается повторить опыт строительства демократии в новых уголках мира силовым методом, что показало свою эффективность.
Например, в республиках Центральной Азии, где смыкаются геоэкономические, геополитические интересы как самих США, так и Китая, и России.
Как это может быть осуществимо? Для начала рассмотрим две странные войны, проведенные США после 11 сентября. Первая - афганская кампания, вторая - иракская. В обоих случаях вооруженные силы противника не оказали серьезного отпора силам коалиции. Многие обозреватели отмечают, что война в Ираке закончилась внезапно.
Оказалось, что противника - серьезного, коварного, которого Вашингтон обвинял во всех смертных грехах, - просто не существует. Куда-то испарились иракские ракеты, тысячи федаинов, бойцов элитной гвардии Хусейна. Разбежалась армия.
По версии Гейдара Джемаля, Председателя Исламского комитета, главного редактора сайта Ирак.ру имел место сговор между Саддамом Хусейном и США.
По мнению Гейдара Джемаля, именно тайное соглашение Саддама с верхушкой республиканской элиты США определило неожиданно быструю победу коалиции. Словно по приказу исчезнувшие элитные иракские подразделения, фактически без боя сдавшиеся крупные города во многом подтверждают эту версию.
Впрочем, полагает Гейдар Джемаль, миссия Хусейна, который исполняет роль своеобразного "провокатора-Азефа", выполнена отнюдь не до конца. Уже сегодня в СМИ появляются сведения о том, что Саддам может находиться в Сирии или Иране, и, следовательно, эти страны могут автоматически попасть под удар сил коалиции. И слухи эти, согласно приведенной здесь логике, должны только крепнуть и обрастать фактами. Во многом благодаря именно этим слухам, коалиция может нанести удар по новым целям, передает Дни.ру версию Гейдара Джемаля.
Если тайное соглашение было возможно с Саддамом Хусейном, то можно говорить о подобных секретных соглашениях с любым лидером Центральной Азии. Во имя построения демократии президент уходит с поста и без боя сдает власть оппозиции. Правда, такой сценарий отдает наивностью и идиллией и похож на голубые мечты оппозиции.
Говорят, есть другой путь, позволяющий избежать тотального контроля со стороны США. Например, Казахстан в последнее время укрепляет экономические связи с Россией. Однако и это не сулит свободы в действиях. Так, российские политологи считают, что ребром встает вопрос: или граница между Казахстаном должна быть открытой настежь (и тогда Россия получит массу проблем в виде визового режима со странами Запада, под тем предлогом, что через нее, как через страну с прозрачными границами, возможен транзит незаконных иммигрантов), или - жестко закрыта. И тогда - какое сотрудничество? Какая из угроз больше - усложнить отношения с Казахстаном или расстроить и так непростые отношения с Европой? Вот что занимает Москву.
Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что граница России с Казахстаном настолько огромна, что легче закрыть не ее, а границу Казахстана с его южными соседями. Учитывая экономический потенциал республики, политолог говорит, что строить единое экономическое пространство необходимо и выгодно вместе с Казахстаном. Однако для этого необходимо, чтобы руководство Казахстана пошло на некоторые важные политические шаги и решения. Во-первых, необходимо серьезное улучшение имиджа Казахстана, его реальная демократизация. Это невозможно без прекращения притеснений русскоязычного и славянского населения этого государства, без прекращения подавления русского языка, русских политических организаций, вообще русского духа. Ну, и, во-вторых, необходимо вести более согласованную политику, чтобы Казахстан лучше учитывал российские позиции по ряду политических и экономических моментов, чтобы мы были реальными партнерами, которые подставляют друг другу плечо, а не ножку в трудную минуту.
При этом варианте, опять придется подчиняться чужим правилам. А оппозиции, ориентированной на Запад, придется противостоять созданию единого экономического пространства, что может снизить ее популярность в обществе.
Так или иначе, странам Центральной Азии придется выбирать между Америкой, Китаем и Россией. Можно сказать, что Узбекистан уже сделал ставку на США. Остальные в смятении. На кого будет опираться Казахстан?