В Тегеране "играют на обострение" Иран отказывается от реального сотрудничества с МАГАТЭ Т.АНСАРИ, "Эхо"
Обстановка и в Иране, и вокруг него продолжает накаляться. По информации региональных СМИ, число арестованных в ходе студенческих акций протеста в Тегеране превысило 140 человек, еще раньше начали поступать сообщения о том, что некоторые участники волнений пропали без вести, а в столкновениях с боевиками проправительственной полувоенной организации "Басидж", по крайней мере, один человек погиб. В Иране по-прежнему утверждают, что студенческие волнения "инспирированы" США, а официальный Вашингтон раз за разом высказывает свою позицию: мы приветствуем движение за демократию в Иране, но иранские лидеры действуют самостоятельно. И самостоятельность - это очень сильное оружие в политике.
Пожалуй, первые признаки того, что в Тегеране решили "играть на обострение", проявились уже после того, как президент США выступил в поддержку студенческих демонстраций в Иране. Представитель МИД Ирана Хамид Реза Асефи заявил без обиняков: диалог между Ираном и США невозможен. По его словам, развернутая в западных средствах массовой информации пропаганда против Ирана, равно как и антииранские высказывания официальных лиц США, "дирижируются из Белого дома, и свидетельствуют о том, что американские власти никогда не следовали принципам взаимного уважения и двустороннего диалога на равных в политике".
Но пока журналисты "рассматривали под лупой" деятельность спутниковых телеканалов и коротковолновых радиостанций в американской Калифорнии, учрежденных иранскими политэмигрантами и вещающих главным образом на Иран, пытаясь ответить на вопрос, какую роль в начале протестов сыграли их передачи, политическая обстановка вокруг Ирана коренным образом изменилась. На заседании МАГАТЭ в Вене был заслушан тот самый доклад о ядерной программе Ирана, после чего гендиректор МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи призвал Иран согласиться на более скрупулезные инспекции ядерных объектов. По его словам, по предварительным данным, Иран не выполнил свои обязательства, не сообщив о количестве имеющихся у него ядерных материалов, методах их производства и применения, а также не обнародовал названия объектов, на которых они производятся или хранятся. На этом фоне даже замечание эль-Барадеи, что Иран также предпринял шаги в попытке исправить ситуацию, очевидно, что в переводе с дипломатического языка на общепринятый результаты инспекций МАГАТЭ как минимум подтвердили обоснованность подозрений, что Иран работает над созданием ядерного оружия. Коснувшись же утверждений Ирана, что страна хочет использовать атомную энергию исключительно в мирных целях, Мохаммед аль-Барадеи потребовал от Тегерана доказательств этих утверждений и призвал подписать соглашение, предусматривающее тщательные проверки ядерных объектов страны международными инспекторами. На этом фоне заявления иранского представителя при МАГАТЭ Али Салехи, что этот вопрос перешел в политическую плоскость, особого оптимизма не внушало. А вскоре официальная реакция Тегерана подтвердила худшие прогнозы: в Тегеране заявили, что на более тщательные и внезапные проверки не согласны, но могут рассмотреть вопрос, если будет снят запрет на доступ к ядерным технологиям, что уже само по себе сделает инспекции бессмысленными.
Проще говоря, в Иране решили действовать по "иракской схеме", где раз за разом пытались в обмен на возобновление инспекций "выторговать" у ООН отмену санкций, наложенных после вторжения в Кувейт. И, возможно, всерьез рассчитывали на то, что Россия и некоторые страны Евросоюза, как это было в случае с Ираком, будут удовлетворены "самим фактом" переговоров и "принципиальной готовностью" к инспекциям.
На этом фоне, судя по всему, реакция стран ЕС оказалась для Ирана неприятным сюрпризом. Как сообщили еще утром 17 июня большинство мировых СМИ, министры иностранных дел стран Евросоюза на встрече в Люксембурге призвали власти Ирана незамедлительно подписать дополнительный протокол к соглашению о нераспространении ядерных вооружений, предусматривающий более жесткие проверки подозрительных ядерных объектов Ирана. В заявлении говорится, что существует серьезная озабоченность в связи с иранской ядерной программой и что полное сотрудничество с МАГАТЭ будет важным шагом в деле проявления мирных устремлений. В заявлении глав МИД стран-членов ЕС сказано, что такие меры позволили бы "выяснить мирные намерения Ирана в реализации своей атомной программы".
В итоговом документе совещания также говорится, что Европейский союз считает необходимым применение силы против государств, игнорирующих свои обязательства по разоружению. Проще говоря, неуступчивость Ирана в вопросе ядерных инспекций может спровоцировать серьезный международный кризис. И как это повлияет на внутриполитический расклад сил в Иране, можно только догадываться.