Нефть и газ - две вещи, которые способны перевернуть весь мир /26 июня 2003 года/
События первого полугодия дали четко понять, что будущие войны будут происходить не из-за территориальных противоречий, а из-за стремления обладать энергоресурсами, причем, чем дешевле будут эти ресурсы, тем наглее и лживее будет вестись пропаганда, тем изощреннее будут предлоги для начала войны.
Не успели остыть орудия после иракской компании, а победители уже спешат покорять новые просторы. Эти просторы лежат уже не в далеком Ближнем Востоке, а намного ближе, в Центральной Азии и на Кавказе. Но самое интересное то, что именно в этих двух регионах сталкиваются интересы бывших врагов в период «Холодной войны» России и Соединенных Штатов Америки. Случайно ль или нет, но шаги российской стороны, которые направлены на укрепление своего влияния в центрально-азиатских странах и на Кавказе, совпали с расширением сферы национальных интересов США в Центральной Азии и кавказских государствах. Если расставить все в хронологической последовательности, то получается следующая картина. После распада Советского Союза бывшие республики начали вести самостоятельную хозяйственную деятельность.
Азербайджану, Казахстану и Туркмении было намного проще вести свой народ к процветанию, так как именно они обладали наибольшими запасами природных ресурсов, таких как нефть и природный газ. Говоря о Грузии, то эта страна попала в так называемую транзитную зону. Не имея ничего, Тбилиси неплохо устроился «на трубе». Но обладать богатыми природными ресурсами, это еще не значит быть богатым. Неминуемо все вышеперечисленные страны столкнулись с одной очень серьезной проблемой, как доставить свои миллионы на международный рынок. И как оказалось, единственным путем стал маршрут через Россию.
Самым значимым маршрутом для перекачки каспийской нефти являлся так называемый «российский маршрут» Баку-Новороссийск. Затем, морем нефтеналивными судами через турецкие проливы «черное золото» шло на мировые рынки. Как не печально для российской стороны, но именно в это же время Вашингтон стал чаще заглядываться в сторону Кавказа и Центральной Азии. В начале 90-х годов эти шаги были незаметнее, нежели мы можем наблюдать сейчас. И все они, в общем, сводились к подталкиванию сторон, чтобы те принимали «правильные» решения. Чуть позже Азербайджан, Грузия и Турция уже заговорили о совместном проекте строительства нефтепровода века, который будет способен перекачивать азербайджанскую нефть непосредственно в турецкий порт Джейхан. Для большей убедительности, официальная Анкара подняла шумиху вокруг экологических проблем в районе проливов Босфор. Приводились неутешительные цифры, что в случае катастрофы одного из танкеров, произойдет непоправимое экологическое бедствие. Моментально проект получил поддержку со стороны Штатов, и в Анкаре был подписан знаменитый договор о строительстве этого маршрута.
Если говорить честно, то это был один из первых самых ощутимых ударов по российской дипломатии, а потом как выяснится позже и по экономике. Как бы не тешили себя надеждами чиновники в Кремле, но поезд уже уходил, а к сегодняшнему моменту он практически уже ушел. Как стало известно из источников, близких к администрации президента Азербайджана, уже в следующем году нефтепровод Баку-Новороссийск может приказать долго жить. Причиной является отсутствие гарантий со стороны официального Баку относительно заполнения этого трубопровода. В случае, если в 2004 году маршрут Баку-Тбилиси-Джейхан заработает, то Государственная нефтяная компания Азербайджана будет перекачивать часть добываемой нефти по новому трубопроводу. Возвращаясь немного назад, следует отметить, что «российский вариант» специально предназначался для транспортировки ранней нефти с месторождения Чираг. Но с 1999 года в эксплуатацию вошел новый трубопровод Баку-Супса. Именно в то же время компания BP Azerbaijan, являющаяся владельцем азербайджанского участка Баку-Новороссийск, сумела в кратчайшие сроки наладить транспортировку ранней нефти по вновь построенному маршруту. Это был второй сильный удар по Москве, который должен был намекнуть кремлевским чиновникам, что пора что-то делать. Не смогла российская дипломатия уговорить Туркмению и Казахстан не участвовать в поставках своей нефти в Турцию. По имеющимся сведениям, руководство Азербайджана намерено использовать добываемую в этих двух странах нефть для своих внутренних нужд. Ни для кого не секрет, что азербайджанская нефть более высокого качества. ГНКАР добывает порядка девяти миллионов тонн в год. Около шести миллионов идет на внутренние нужды. Согласно планам, все девять миллионов тонн пойдут на мировые рынки, а более дешевая туркменская и казахская нефть будет использоваться для внутренних целей.
Пока на нефтяном театре боевых действий все складывается не в пользу России. Вашингтон ведет по всем показателям, он сумел привлечь на свою сторону все заинтересованные стороны. Если не случится ничего из ряда вон выходящего, то можно с уверенностью констатировать тот факт, что каспийская нефть пойдет мимо России, и тем самым Москва потеряет инициативу и не сможет в полной мере влиять на ситуацию в регионе. Однако, остается природный газ. Но и здесь все не слишком просто, как казалось бы. Вся газовая отрасль Российской Федерации представлена в лице одного монополиста, коим является РАО «Газпром». Его положение в российской экономике настолько важно, что назначением и сменой руководителей занимается ни кто иной, как президент.
Первоначально, все складывалось как нельзя лучше. Проанализировав газовый рынок, в Москве правильно сделали ставку на Турцию. Эксперты и аналитики пошли еще дальше, и предложили уникальнейший вариант: провести газовую трубу по дну Черного моря прямо в Турцию, минуя тем самым неспокойные и гордые кавказские республики. Тогда, в конце 90-х годов этот план очень понравился президенту и премьер-министру Турции. Как результат, был подписан договор, и началось строительство. Но радости хватило не надолго. Уже в марте этого года официальная Анкара прекратила закупку российского газа в рамках проекта «Голубой поток». Причина- слишком высокая цена за кубический метр газа. Турецкая сторона даже пригрозила обратиться в Международный арбитражный суд. Для урегулирования ситуации в Анкару в срочном порядке вылетает делегация «Газпрома». По имеющимся сведениям, Москва пошла на уступки, и готова снизить отпускную цену. Несмотря на все это, подводная труба продолжает оставаться пустой.
На фоне турецкой проблемы у российской стороны назревает, по крайней мере, еще два неприятных момента. Признав Грузию своим стратегическим партнером на Кавказе, Соединенные Штаты не позволят Тбилиси продолжать находиться в полной газовой зависимости от России. Москва неоднократно использовала этот фактор для давления на Шеварнадзе. Однако теперь сделать это будет крайне сложно, если не сказать вообще невозможно. При поддержке Вашингтона на Каспии в срочном порядке ведутся проектные работы по строительству газопровода с месторождения Шах Дениз (Азербайджан), затем через Грузию в Турцию. Справедливости ради надо отметить, что глава РАО «Газпром» Миллер предпринимал отчаянные попытки убедить грузинское руководство закачивать азербайджанский газ в маршрут «Голубой поток», но Москва настолько сильно в последнее время давила на Тбилиси, что встречного шага ожидать не приходилось. После российско-грузинских переговоров масло в огонь подлил специальный посланник США на Каспии С. Манн, который просто заявил, что идея российской стороны закачивать в «Голубой поток» азербайджанский газ лишена всякого смысла. Американский дипломат четко дал понять, что Вашингтон больше не намерен терпеть российского влияния на Грузию по средствам перекрытия газового «краника».
Вторая угроза для российской газовой отрасли кроется в недавней «сделке века», как ее успели окрестить в Москве. Речь идет о поставках туркменского природного газа в Россию. Напомним, что на протяжении 25 лет РАО «Газпром» будет закупать туркменский природный газ по цене 44 доллара США за тысячу кубических метров. Причем половину российская сторона будет отдавать товаром. Ярым противником такой сделки выступают опять Соединенные Штаты. В Вашингтоне уже говорят о том, чтобы обратится в Международный арбитражный суд с просьбой рассмотреть законность российско-туркменского договора. Весь спор разгорелся из-за оставшихся 22 долларов, которые будут выплачиваться товарами. Как считают в Белом Доме, российские товары не стоят этих денег, они максимум могут быть оценены в семь долларов. Негодования в американской администрации вызывает и тот факт, что ранее Туркменбаши предлагали 53 доллара за тысячу кубических метров, и все деньгами. Но по каким-то причинам он отверг предложение американцев. Можно смело предположить, что Вашингтон не оставит это дело в покое. Некоторые аналитики предполагают, что у американцев есть все шансы выиграть это дело в суде.
Теперь немного о «Газпроме». По сведениям российских СМИ эта компания переживает не лучшие времена. Если учесть, что проект «Голубой поток» не работает, азербайджанский газ пойдет в обход России, а США предпринимают серьезные попытки чтобы вырвать у Москвы и туркменский газ, то уже справедливо говорить о вероятном банкротстве компании. Чтобы хоть как-то спасти свое положение, РАО необходимо разрабатывать месторождения в России, например, на Ямале. Но в одиночку сделать это совершенно не возможно, так как нет денег, а им не откуда взяться, так как могут не сработать вышеперечисленные три варианта. Налицо самый настоящий замкнутый круг. Более того, если положение «Газпрома» не улучшится, то это непосредственно повлияет на экономику России.
Итак, чтобы выйти из сложившейся ситуации, нужны, как всегда деньги, причем деньги немалые. По оценкам специалистов, на освоение месторождений на Ямале необходимо как минимум 65 миллиардов долларов США. Ясно, что в Вашингтоне денег не дадут. А значит надо искать новых союзников. Они есть. Это, прежде всего Иран и Китай. Недаром «Газпром» стал все активнее сотрудничать с Тегераном по вопросам газодобычи, а также по сжижению газа, для его дальнейшей транспортировки по морю или по железным дорогам.
Примечательно, что многие аналитики склоняются к мнению, что за сжиженным газом стоит будущее, так как отпадает необходимость строительства дорогих трубопроводов, а также снимается головная боль, как провести маршрут через опасные или нестабильные территории. Но пока это вопрос больше будущего. Российская сторона, помимо, Ирана, ведет активную работу на сближение с Китаем, который превратился в страну, сильно зависящую от поставок топлива. Принимая во внимание итоги иракской войны, в Пекине справедливо полагают, что необходимо активнее работать в области добычи и переработки природных ресурсов. Поэтому выбор партнера напрашивается сам собой - это Россия.
Все вышесказанное навивает мрачные мысли. В первую очередь это касается будущего Кавказа и Средней Азии. Волей судеб страны этих регионов оказались в непростой ситуации. С одной стороны желание США, как более сильного государства, освоить и закрепиться в этом уголке света. Причем все предпосылки уже имеются. С другой стороны Россия предпринимает все попытки, чтобы не ослабить свое влияние в этих регионах, которые справедливо лежат в сфере ее национальных интересов. В эту игру неминуемо вступит, или справедливее сказать уже вступил, Китай, который также не хочет близко подпускать США к своим границам. Преследование своих целей неминуемо приведет к открытому столкновению. Необязательно, что это будет война. В современном мире есть большое количество способов, как добиться своих целей не прибегая к самолетам и танкам. Кстати, это наглядно демонстрируют американцы в Азербайджане и Грузии. Куда более опасны не способы достижения своих целей, а последствия «разборок». Достаточно только один раз представить, что будет, если в результате «неудачной партии», например, Россию постигнет глубокий экономический кризис. Или Китай полностью превратится в государство, которым можно будет манипулировать, перекрывая нефтяной и газовый «краник», как это сейчас пытается делать Москва по отношению к Грузии. Еще большую угрозу представляет вариант, при котором в США резко возрастут потребности природного газа, а азербайджанское «голубое топливо» еще не будет готово к экспорту на мировые рынки. Тогда неминуемо повторение иракского варианта.
P.S. по сведениям министерства энергетики США, в 2003 году запасы природного газа за последние несколько месяцев достигли критического уровня и могут оказаться ниже той отметки, которая необходима для удовлетворения нужд американского рынка. В связи со сложившейся ситуацией министр энергетики США Спенсер Абрахам собрал экстренное заседание Национального нефтяного совета, на котором привел данные о состоянии запасов природного газа в стране. Стоимость природного газа в США превысила отметку 15% и продолжает расти. Сейчас запасы природного газа в США ниже прошлогодних на 17%. Недостаток газа на рынке явился следствием постоянно растущего спроса со стороны предприятий и электростанций при малых объемах добычи в США и недостаточных поставках из Канады.
Евгений Шульц