31.7.2003 18:19 MSK
«Никакой надежды выжить у них нет»
Семьи узбекских переселенцев гибнут в кишлаке Зарбдор Шерабадского района Сурхандарьинской области. Два с половиной года назад жителей горных селений на узбекско-таджикской границе посадили в вертолеты и перевезли в Зарбдор. Как выяснилось потом, дома в кишлаке были построены наспех и кое-как, почвы вокруг сильно засолены и на них ничего не растет. Переселенцам приходится пить соленую горькую воду. Оставленные на произвол судьбы горцы недоедают и болеют. Каждый месяц умирает по 10 -- 14 человек.
Официальная версия переселения жителей приграничных районов в Шерабадский район такова: в 1999 и 2000 годах в Сарыасийский и Узунский районы Сурхандарьинской области пытались прорваться отряды «Исламского движения Узбекистана». Атаки были отбиты, однако узбекские власти решили переселить людей из зоны военных действий. В 2000 году их погрузили в вертолеты, запретив взять с собой имущество. За него обещали компенсацию, но никто ее не получил. На постройку домов для переселенцев мобилизовали всю «строительную Сурхандарью», но дома строили из сырого кирпича, скрепленного слабым раствором, на засоленной бесплодной земле:
360 семей, поселенные в Забрдоре, погибают от нехватки продуктов питания и лекарств. Они не могут выращивать зерно и овощи на бесплодной земле. Переселенцы добывают средства попрошайничеством и поденной работой, поскольку в местном коллективном хозяйстве зарплату не дают.
Бывший переселенец Абдурахман Ишанкулов рассказал, что даже умерших возят хоронить в Сарыасийский район, поближе к местам прежнего проживания. Люди собирают по 100-200 сумов (0,1 -- 0,2 доллара США), чтобы везти трупы за 100 километров. Похоронить человека возле кишлака невозможно: на 50-сантиметровой глубине проступает соленая вода.
Жители кишлака жаловались, что их дети болеют и умирают из-за отсутствия медицинской помощи. По данным местного отделения «Общества прав человека Узбекистана», все сельчане страдают анемией, среди них много туберкулезных больных. Причина - некачественное питание и соленая вода.
Корреспондент ПРИМЫ видел семью Шомурада Ахмадова: его жена и пятеро детей лежат в постели и не могут вылечиться. Врача к ним не приедет. В больницу можно отвезти, но у семьи нет средств. По мнению главы семьи, никакой надежды выжить здесь у них нет.
Алим КУТАЕВ, Узбекистан, Информационное агентство ПРИМА.