Миссионеры несут в Кыргызстан новую веру и еду
Вместе с гуманитарной помощью в Кыргызстан приходят новые религиозные конфессии, последняя из них - Мормоны. Наталия Домагальская, Гульнура Торалиева из Бишкека, специально для IWPR
Религиозные лидеры Кыргызстана негативно отреагировали на прибытие мормонской делегации из США - последней в ряду иноземных евангелических конфессий, стремящихся закрепиться в этой стране.
Представители православия и мусульманства с одинаковым подозрением относятся к иностранным конфессиям, считая, что те завлекают прихожан гуманитарными «подачками».
27 августа в ходе встречи с премьер-министром Кыргызстана Николаем Танаевым делегация штата Юта (США) поставила увеличение гуманитарной помощи Кыргызстану из их штата в прямую зависимость от его содействия в легализации мормонской церкви на кыргызстанской территории. Член комитета 12-ти апостолов Рассел Нельсон пообещал, что мормонские миссионеры уже в скором времени появятся в Кыргызстане.
Мормоны наряду с кришнаитами, бахаями и рядом христианских конфессий, появившихся в Кыргызстане с момента распада СССР, будут проповедовать свою веру на территории страны.
По данным Госкомиссии по делам религий при правительстве Кыргызстана, в стране действует уже примерно 30 новых конфессий. Этнические кыргызы традиционно исповедуют ислам, а многочисленная русскоязычная диаспора - православие.
Зарубежные религиозные объединения, как правило, могут предложить прихожанам больше, чем традиционные религии. Во многих случаях гуманитарная помощь не ограничивается импортными консервами и пакетами с мукой. Часто молодым прихожанам бесплатно преподают английский язык и компьютер, обещают организовать брак за рубежом с представителями той же веры, оплатить учебу в престижном ВУЗе и т.п.
Священник русской православной церкви отец Николай Сущенко уверен, что «не любые деньги - во благо». «Мормоны, конечно - секта богатая. Но, приняв их помощь, как бы нам не оказаться в плену чуждых идей и канонов, опасных для нравственного здоровья», - сказал он IWPR.
Лидеры традиционных конфессий выражают озабоченность распространением влияния чуждых религиозных учений на образование, науку, политику. По их мнению, в Кыргызстане ислам и христианство долгие годы жили в мире, не переманивая прихожан друг у друга, а теперь в обществе может возникнуть раскол.
«Раскол - это страшно, - говорит отец Николай, - Ведь с раскола в семье, а он неизбежен, если ее члены принадлежат к разным верованиям, начинается раскол в обществе в целом, в государстве».
Его опасения разделяет Лома Юсур Якубович - руководитель аппарата духовного управления мусульман Кыргызстана. «Они раскалывают население на мелкие группы. Идет жестокая борьба за прихожан, а это может привести к серьезным конфликтам», - говорит он.
По мнению Лома Юсура Якубовича, республике необходимы законодательные рычаги, которые ограничили бы число чуждых кыргызстанскому обществу религиозных течений.
Однако это вряд ли возможно, так как к иноземным конфессиям вполне лояльно относится правительство Кыргызстана. В беседе со своими мормонскими гостями премьер-министр Николай Танаев подчеркнул, что Кыргызстан приветствует все религиозные учения, которые несут мир и согласие.
Заместитель председателя Государственной Комиссии по делам религий Наталья Шадрова признает, что переход граждан в чуждую веру является на сегодня больным вопросом, однако серьезной конфронтации на этой почве пока не наблюдается.
«Отмечались локальные конфликты и стычки, которые быстро гасила милиция. Чаще всего "изменяют" своей вере мусульмане, уходя в общество Бахаи, становясь кришнаитами или принимая веру одной из христианских церквей. Только христианских молельных домов у нас в стране сегодня насчитывается уже более 260-ти», - сказала IWPR Шадрова.
Сами же вновь обращенные рады такому сочетанию - помощи и проповеди, которую они получают от своей новой общины. Мать двоих детей Эльвира Давлеталиева не скрывает, что уйти в Союз Евангельских христиан-баптистов ее побудила существенная материальная помощь, регулярно оказываемая прихожанам.
«Мой муж был серьезно болен после автоаварии, сама я осталась без работы, поэтому бесплатные продукты, детская одежда, лекарства, деньги на уголь были совсем не лишними», - сказала она в беседе с IWPR.
«И только потом я стала вникать в смысл проповедей и песнопений, постепенно проникаясь этой верой», - подчеркнула она.
Инвалид II группы Анна Позднякова говорит, что без помощи Корейской христианской церкви никогда бы не смогла отправить своих детей отдыхать на озеро Иссык-Rуль. «А то, что при этом моим сыновьям читали Библию и учили их молиться, мальчишкам не повредит. Вырастут - сами разберутся, что к чему».
Наталия Домагальская - независимый журналист из Бишкека Гульнура Торалиева - студентка Кыргызо-Российского Славянского университета