CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

Туркменистан в отсутствии прав человека

27 ноября 2003

Туркменистан в отсутствии прав человека

Информационно-аналитическое агентство МиК

27 ноября в Москве проходят парламентские слушания по вопросу: "О соблюдении прав человека в Туркменистане". Ситуация в этой республике с правами человека настолько неблагоприятна, а политические позиции Туркмен-баши насколько устойчивы, что у правозащитников нет каких-либо надежд на то, что в ближайшее время в этой республике может что-то измениться к лучшему. Однако у Туркмении есть газ, а это означает, что у ряда стран экономическая сторона взаимоотношений с этой республикой может быть гораздо весомее, чем заинтересованность в том, чтобы на ее территории соблюдались права человека, не применялись пытки и не преследовались инакомыслящие.

Ниже приведены строки из послания президента Туркменистана Сапармурата Ниязова в адрес председателя Европейского Совета премьер-министра Италии Сильвио Берлускони и председателя Европейской Комиссии Романо Проди, написанного по итогам визита делегации ЕС в Туркменистан:

«: За годы независимости в Туркменистане создана мощная социально-экономическая база. Модернизация экономики, стабильное наращивание и увеличение объемов производства практически во всех отраслях экономики обеспечивает рост ВВП на более чем 20% ежегодно. При пересчете на душу населения, по паритету покупательной способности, валовой национальный продукт Туркменистана составляет к середине 2003 года более 5 тыс. долл. США. По оценке экспертов ООН, доход на душу населения в Туркменистане несравненно выше, чем в других странах региона. В связи с этим Комитет политики развития Организации Объединенных Наций исключил Туркменистан из списка наименее развитых стран мира:».

Далее в послании отмечается, что «в результате активизации диалога, который Туркменистан ведет с европейскими структурами, получают свое дальнейшее развитие конкретные формы совместной деятельности. Свидетельством этому является сотрудничество Туркменистана с институтами Европейского сообщества в экономической, банковской, правовой и других сферах. В частности, при участии Европейского банка реконструкции и развития реализуются целевые проекты, стоимость которых составляет 162,5 млн. евро. С участием этого крупнейшего европейского банка произведена модернизация Туркменбашинского морского порта, осуществляется строительство объектов текстильной индустрии, получают ощутимую помощь малый и средний бизнес страны. Одновременно европейские государства являются одними из основных потребителей туркменского природного газа и важнейшими торгово-экономическими партнерами Туркменистана, в частности, только с Италией объем товарооборота ежегодно достигает уровня свыше $500 млн.».

Политическая картина сегодняшнего Туркменистана такая же белая и пушистая. Туркменистан "намерен прийти естественным путем к многопартийной системе, однако западная демократия - не для нас", - заявил Сапармурат Ниязов в интервью американской телекомпании CBS. "Как мы видим, многие партии в странах СНГ покупаются и продаются. От этого страдает авторитет государства и ухудшается благосостояние народа", - добавил он. В то же время, по его словам, "в Туркменистане на сегодняшний день свыше 40 тыс. крупных баев, которые могут создать свои политические партии и образовать здоровую оппозицию". Отвечая на вопрос о нарушении прав человека в республике, Ниязов заявил: "В Туркмении нет репрессивного аппарата. Я 18 лет работаю руководителем, и за это время никто без основания не был посажен в тюрьму".

Данные, собранные различными комиссиями ООН, Госдепартаментом США, Международной амнистией, другими правозащитными организациями, видимо, не в счет. А между тем в последнем докладе Госдепартамента ( с которым 20 ноября на заседании Постоянного совета ОБСЕ выступил американский дипломат Даглас Дэвидсон, в частности, говорится:

«США обращают внимание на требование ОБСЕ, в соответствии с которым все государства-участники подотчетны перед своими гражданами и друг перед другом за выполнение своих обязательств перед ОБСЕ, и мы высоко ценим предоставленную нам возможность заявить в Постоянном совете о конкретных случаях нарушений прав человека: Мы узнали, что в последние дни в Туркменистане было принято два новых закона, ограничивающих права человека. Один из этих законов вводит дополнительные серьезные ограничения на группы гражданского общества. Недавно власти Туркменистана приняли ограничительный закон, требующий от всех объединений зарегистрироваться в Министерстве юстиции. Новый закон также запрещает деятельность незарегистрированных общественных объединений и требует, чтобы вся иностранная помощь регистрировалась в Министерстве юстиции и "координировалась" Министерством иностранных дел, а также определяет уголовные наказания - включая тюремное заключение - за нарушение новых правил.

Этот новый закон противоречит копенгагенскому обязательству Туркменистана, в соответствии с которым необходимо "позволить членам подобных групп и организаций осуществлять беспрепятственный доступ к такого рода организациям и связь с ними внутри и за пределами своих стран, а также с международными организациями, участвовать в обменах, контактах и сотрудничестве с подобными группами и организациями и просить вносить, получать и использовать для цели пропагандирования и защиты прав человека и фундаментальных свобод добровольные финансовые взносы из национальных и международных источников, как предусмотрено законом".

Новый закон также предоставляет Министерству юстиции право в любое время отменять регистрацию общественных объединений по целому ряду причин. Общественные объединения также должны заранее информировать Министерство юстиции обо всех планируемых ими мероприятиях и обеспечивать присутствие на них представителей Министерства юстиции под тем предлогом, чтобы они могли "ознакомиться" с целями этих объединений и определить, насколько оно согласуются с туркменским законодательством. Эти правила вкупе с положениями об обязательной перерегистрации любых изменений в уставах общественных объединений и списках их членов красноречиво свидетельствуют о том, что подлинная цель закона заключается в том, чтобы ограничивать развитие групп гражданского общества, а не содействовать ему. Мы полагаем, что Туркменистан должен не ограничивать развитие общественных объединений, а создавать для них атмосферу открытости, чтобы они могли упрочить свое положение.

Правительство США в равной мере обеспокоено тем, что принятый в Туркменистане новый закон о вероисповедании является еще более ограничительным, чем предыдущий закон, и криминализирует незарегистрированную религиозную деятельность. Это противоречит целому ряду международных соглашений, стороной которых является Туркменистан. Мы призываем власти Туркменистана принять меры по внесению изменений в эти законы, включая, в частности, следующие меры:

- Представление обоих законов в БДИПЧ ОБСЕ для анализа их соответствия международным нормам;

- Исключение из юрисдикции уголовного права право объединений, собраний и национального и международного финансирования для осуществления и защиты международно признанных свобод. Туркменские граждане должны иметь возможность свободно объединяться, собираться и получать помощь;

- Исключение из юрисдикции уголовного права отправления религиозных культов. Верующие должны иметь возможность свободно практиковать избранную ими религию как по одиночке, так и вместе со своими единоверцами;

- Упрощение регистрационных требований к неправительственным организациям в соответствии с принципами ОБСЕ; незамедлительная регистрация тех организаций, которые удовлетворяют требованиям нового закона о вероисповедании, включая "Свидетелей Иеговы", баптистов, бахаистов, четыре незарегистрированные российские православные конгрегации, шиитов и любые другие пострадавшие группы;

- Незамедлительное прекращение преследования религиозных меньшинств, включая облавы во время собраний в частных домах, задержание и арест членов групп религиозных меньшинств, конфискацию религиозной литературы и материалов, давление на граждан с целью заставить их отказаться от своей веры, угрозы выселения и (или) лишения работы, а также взимание административных штрафов с групп религиозных меньшинств за нарушение законодательного запрета на сбор незарегистрированных групп. Верующие также должны иметь возможность получать религиозное образование в различных институциях.

Мы призываем власти Туркменистана принять незамедлительные меры по продвижению в направлении полной свободы вероисповедания и полной свободы общественных объединений».

А вот что сообщает «Немецкая волна» ( со ссылкой на мюнхенский журнал «Фокус» относительно проведения в Туркменистане очередной амнистии: «В соответствии с указом президента страны из тюрем и колоний освобождены, согласно официальным данным, около семи тысяч заключенных. Эта акция приурочена к окончанию священного для мусульман месяца Рамадан и базируется на законе «О ежегодной амнистии и помиловании в честь священного дня «Гадыр гиджеси». Как сообщает наш корреспондент в регионе Ораз Сарыев, на свободу по большей части вышли лица, осужденные за незначительные преступления, - амнистия не коснулась тех, кто находится в местах лишения свободы по обвинениям в тяжких уголовных преступлениях и по статьям, связанным с преступлениями против существующего политического режима. Об этом «НВ» сообщил источник в руководстве МНБ республики. По сведениям источника, есть случаи, когда «политическим заключенным» продляют сроки заключения, пользуясь стандартным приемом - подбрасывая им в камеру наркотики и провоцируя их на нарушения режима заключения. Всего, по словам источника, несмотря на официальные цифры, говорящие о семи тысячах амнистированных, на свободу вышли около двух с половиной - трех тысяч человек.

Одновременно с амнистией в туркменских тюрьмах происходили и иные события. По сведениям, полученным нашим корреспондентом Оразом Сарыевым, на прошлой неделе в тюрьме БЛК-5, расположенной в городе Туркменбаши Балканского велаята, появилось подразделение ОМОНа МВД Туркменистана. После полуночи в масках и в форме сотрудники ОМОНа в количестве более 15 человек ворвались и без разбора принялись избивать заключенных дубинками и ногами. В результате в одной из камер 5 человек получили переломы конечностей и черепа различной степени тяжести. Как сообщила корреспонденту «НВ» по телефону мать осужденного военнослужащего, приговоренного к длительному сроку заключения и отбывающего его в тюрьме БЛК-5, при краткосрочном свидании с сыном узнать его было невозможно, настолько обезображено было его лицо. Сын рассказал, что такие рейды ОМОНовцы совершают регулярно, в течение месяца по меньшей мере один раз. После их посещения половина осужденных пребывают длительное время в положении лежачих больных. На вопрос корреспондента «НВ» к источнику в МНБ республики о функциях, которые выполняет это подразделение ОМОНа, источник сообщил, что это подразделение ОМОНа УИД МВД Туркменистана - а именно специальный взвод, систематически совершает рейды по тюрьмам и колониям и «приводит» в чувство осужденных.

Цель состоит в том, чтобы те лица, которые выходят на свободу по амнистии, «держали язык за зубами по поводу того, что они видели в местах заключения - главным стимулом к этому должен служить страх попасть обратно, за решетку или колючую проволоку». По словам представителя МВД Туркменистана, спецгруппа УИД расквартирована в Ашхабаде по ул.Вильямса, в старом здании городского ГАИ. Они совершают плановые разъезды по колониям и тюрьмам Туркменистана и силовыми методами "приводят" в чувства отдельные группы заключенных по «рекомендации» начальников колонии, иногда с применением спецсредств. Подразделение находится в непосредственном подчинении высшего руководства МВД. (До недавнего времени спецгруппа подчинялась лично начальнику УИД МВД Р.Хаитмурадову). Это затрудняет контроль за ними со стороны органов прокуратуры.

Как говорит представитель Туркменской Хельсинкской федерации в Европе Юсуп Кенани: «Арестованы десятки политзаключенных, имеются тысячи заключенных в Туркменистане, которые не обладают никакими правами. Сегодня у нас есть информация, что в Туркменистане избивают заключенных, в том числе и политзаключенных, когда захотят. По недавней информации, мы знаем, что 15 человек очень сильно избили в Туркменбашинской тюрьме. Мы знаем, что в других тюрьмах Туркменистана ситуация тоже очень плоха, там тоже избивают людей. Нету никакого контроля. Поэтому мне кажется, что надо добиться в тюрьмах Туркменистана присутствия международных адвокатов и международных правозащитных организаций».

Факты избиения в тюрьмах заключенных подтвердил в беседе с корреспондентом «НВ» Оразом Сарыевым житель Марыйского велаята, по понятным причинам пожелавший не называть своего имени. Он сообщил, что его родственника недавно арестовали в городе Мары, зверски избили в камере, и от полученных травм он скончался.

АИ: Мы, естественно потребовали выяснить причины гибели родственника. Власти отказались прояснить ситуацию. В прокуратуре, куда мы обратились, нам угрожали арестом, в случае, если мы в дальнейшем будем говорить об этом. По данным Интерфакса, в Туркмении за прошедшие 12 лет было амнистировано около 120 тысяч человек. Что составляет примерно одну пятидесятую часть от официального числа жителей республики.

Будет ли возмущаться по поводу происходящего в Туркменистане Россия? На официальном уровне, как считают многие эксперты, вряд ли. Ведь у нее тоже есть в этой республике экономический интерес.

iamik.ru

Предыдущая статьяВ ЮЖНОЙ СТОЛИЦЕ КИРГИЗИИ ОТКРЫВАЮТСЯ ДНИ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
Следующая статьяВ Алматы проходит круглый стол "Алматы 10+: гражданское общество, свободная пресса и этика"