26.11.2003
Основным спорным пунктом между Россией и Западом будет выработка маршрутов по транспортировке каспийской нефти - политолог М. Лаумулин
Kazakhstan today
Основным спорным пунктом между Россией и Западом в Центрально-Азиатском регионе будет выработка маршрутов по транспортировке каспийской нефти. Такое мнение высказал сегодня, 26 ноября ведущий научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Мурат Лаумулин на конференции "Взаимоотношения между Россией и странами Центральной Азии в новом стратегическом контексте", сообщает корреспондент KZ-today.
По мнению М. Лаумулина, Россия старается блокировать попытки государств региона транспортировать нефть через Каспийское море крупнотоннажными танкерами и посредством строительства подводного трубопровода. "Целью Москвы западные аналитики считают объединение российской и каспийской нефти в единый пул под контролем России", - считает политолог. На взгляд М. Лаумулина, это даст России "помимо прямых экономических дивидендов и возможность политического давления на европейских потребителей". Слабым местом Москвы в настоящее время называют изношенность трубопроводов и их относительно малую пропускную способность.
В то же время М. Лаумулин привел мнение американских аналитиков, которые уверены, что "Москва опережает Запад" в Каспийском регионе. "Это происходит благодаря достигнутым долгосрочным соглашениям России с Казахстаном и Туркменистаном по транзиту нефти и газа, а также привлекательным проектам трубопроводов в направлении Балтийского моря и использовании газового конденсата Карачаганакского месторождения".
По мнению политолога Аждара Куртова, также выступившего на конференции в Алматы и представляющего Российский институт стратегических исследований, ситуация в нефтяном секторе региона "сложная". Он отмечает, что США, основной соперник России в регионе, "заинтересованы не столько в центрально-азиатской нефти, как таковой, сколько в контроле над уровнем ее добычи и путями транспортировки на мировой рынок". Таким образом, Соединенные Штаты смогут "иметь еще один рычаг для контроля мирового рынка нефти, которого пока у Вашингтона нет".