"ВОТ ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРЕЗИДЕНТ ОТ МИНИСТРА"
Россия и Казахстан хотят удвоить отношения
ИЗВЕСТИЯ.РУ
Екатерина ГРИГОРЬЕВА
Процесс открытия Года России в Казахстане Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев закончили в субботу на башне "Байтерек" - с нее Астана, новая казахстанская столица, выглядит точно так же, как и на макете. Назарбаев столицей чрезвычайно горд, и демонстрации его гордости не смог помешать даже звон бьющихся бокалов - официант, не успевший укрыться от потока телеоператоров, уронил поднос с шампанским. "На счастье", - поспешило сообщить друг другу окружение двух президентов.
Башня "Байтерек" ("Тополь") - самая высокая точка Астаны. Так как долго любоваться панорамой невозможно (Астана после 6 лет массированного строительства остается небольшим городом), то гостям на вершине "Байтерека" предлагаются попутные развлечения. Например, аппарат, играющий музыку от прикосновения человеческой ладони, - на Путина он среагировал моментально, а над персоной министра культуры Михаила Швыдкого долго думал. Швыдкой при всем своем чувстве юмора выдал неоригинальную шутку - "вот чем отличается президент от министра" - и в итоге всем остался доволен.
А чуть раньше Назарбаев демонстрировал Путину свой, президентский центр культуры. В экспозиции очень много самого Назарбаева - в виде фотографий, ковров и картин, с коллегами и без. На почетном месте лежит свидетельство о том, что Назарбаеву присвоено звание "Человек века" (присваивала одна из пригосударственных общественных организаций Казахстана). Эту часть экспозиции Путин осмотрел довольно бегло, чуть задержавшись у стенда с подписью "Подарок президента РФ В.В. Путина" (внушительных размеров красная тарелка с российской символикой).
В зал под названием "Межконфессиональное общение" президенты заглянули было, но с порога развернулись и пошли в другую сторону, к залу этнографии (там вниманию гостей предлагалась юрта в натуральную величину, чучело коня и костюмы кочевников). В юрте президенты провели несколько минут, на чучело Путин, лошадьми увлекающийся, смотрел без одобрения. Когда ему предложили расписаться в книге почетных гостей, Путин поступил немного странно - оставил только автограф, без полагающихся в таких случаях выражений благодарности, восхищения или чего бы то ни было еще.
За два дня церемоний открытия года в списке задач появилось еще одно удвоение - Путин и Назарбаев провозгласили, что товарооборот между странами должен быть не $5,5 млрд, как сейчас, а как минимум 10 (несколько лет назад Россия собиралась оперативно удваивать товарооборот с Китаем, но пока ничего не вышло).
Как удваивать - казахстанский президент знает. Например, если Россия представит казахстанским компаниям внутрироссийские железнодорожные тарифы на своей территории: Назарбаев уверен, что в результате поток казахстанского транзита резко возрастет. Все не так просто, отвечают российские официальные лица, предоставление национальных режимов - вообще дело сложное, и в любом случае паритетное. То есть если и обсуждать вопрос тарифов, то только при условии того, что и Казахстан предоставит некие льготы. Обещано, что эта тема незамедлительно начнет обсуждаться на уровне правительств.
Начавшийся Год России должен закончиться окончательной делимитацией российско-казахстанской границы - эта работа, сообщили президенты, к концу 2004 года должна быть завершена. 98 процентов линии границы делимитированы, оставшиеся 2 процента - самые сложные. "300 километров российской железной дороги идет по казахстанской территории, а 150 километров казахстанских железных дорог - по российской", - описывал ситуацию Путин.
"Вынужден нашего президента поправить", - говорил потом вице-премьер Виктор Христенко: на самом деле протяженность подобных участков втрое больше. И хоть согласованная линия границы нужна в основном для того, чтобы нанести ее на карту (ставить колючую проволоку никто не собирается), принцип "ни пяди родной земли" с обеих сторон все равно действует. Задачу окончательной делимитации ставили ровно 12 месяцев назад и обещали к началу 2004 года ее выполнить, но об этом в Астане никто не вспоминал.