Операция "Чистые руки"
Казахстан начинает экологическое наступление на контракты нефтяных инвесторов
© Сергей Гавричев, RusEnergy
Официальная Астана ужесточает экологические требования к отдельным нефтяным проектам и разрабатывает фундаментальные изменения в своей природоохранной государственной политике. Фактически начинается концептуальная борьба между более либеральными западными экологическими стандартами, учитывающими интересы нефтяных компаний, и прежними правилами советской эры. Сейчас они используются в Казахстане вперемешку, в зависимости от текущих интересов правительства. Но, похоже, власти намерены возродить в качестве системы жесткие стандарты бывшего СССР.
Подозрительный кредит
Репутация некоторых финансовых институтов и нефтяных компаний может оказаться под ударом ряда общественных и политических сил в Казахстане. Депутат казахстанского мажалиса (нижней палаты парламента) от левой партии готовит запрос в Международную финансовую корпорацию (МФК) и национальное правительство о правомерности выделения кредитов для нефтяных проектов. Пока неясно, действует ли депутат исключительно по собственной инициативе или вовлечен в чужую игру.
Пока речь идет об одном проекте - разработки Карачаганаского месторождения, и об одной компании - российском ЛУКОЙЛе, которая получает кредит в объеме $150 млн у МФК. ЛУКОЙЛ владеет 15% акций в международной Карачаганакской интегрированной организации (КИО) (см. Таблицу 1). За счет займа российская компания покрывает примерно третью часть своих текущих инвестиционных обязательств в проекте.
Таблица 1. Акционеры КИО. Акционер Доля (%)
"Аджип" (Италия) 32,5
""Бритиш Гэс" (Соединенное Королевство) 32,5
"ШевронТексако" (США) 20,0
ЛУКОЙЛ (Россия) 15,0
Казахстанский депутат основывает претензии на том, что, по его данным, МФК, являющаяся подразделением Мирового банка реконструкции и развития, выдала кредит ЛУКОЙЛу с нарушением собственных правил. Процедуры Банка запрещают выдавать кредиты для проектов, оказывающих вредное воздействие на экологию и жителей. По мнению депутата, Карачаганакский проект и работы, на проведение которых ЛУКОЙЛ берет кредит, как раз и оказывают такое воздействие (см. Приложение 1 и Таблицу 2).
Разработчик запроса намерен поставить вопрос о том, была ли МФК обманута ЛУКОЙЛом, или финансисты сознательно проигнорировали экологические риски проекта. Целью будущего депутатского запроса провозглашается побуждение ЛУКОЙЛа и его западных партнеров в КИО увеличить затраты на решение экологических проблем промысловых территорий. Запрос может быть поддержан неправительственной организацией Сrude Accouilityntab (США) и некоторыми общественными экологическими структурами из нефтяных регионов Казахстана.
Источник в парламенте Казахстана сказал RusEnergy: "Мажалисмены (депутаты) Республики Казахстан руководствуются государственными интересами. Для нас важно не предъявить претензии отдельному недропользователю, а обеспечить решение задачи экологической безопасности для всех нефтяных проектов в масштабах всей страны. У мажалиса есть конкретные планы для ее решения".
В то же время, официальные представители ЛУКОЙЛ отрицают какие-либо нарушения экологических норм в карачаганакском проекте. Григорий Волчек, сотрудник пресс-службы "ЛУКОЙЛ оверсиз" заявил RusEnergy: "ЛУКОЙЛ соблюдает экологические законодательства тех стран, в которых работает, и ориентируется на мировые экологические стандарты".