Новые правила регистрации не вызывают энтузиазма
Александр Хамагаев, Zamon.info
Немецкие организации пока не намерены свертывать свою деятельность в Узбекистане. Но и не хотят быть в числе тех, кого подозревают в отмывании «грязных» денег.
Новые требования к регистрации международных организаций, действующих в Узбекистане, были одной из тем, которые затрагивались на пресс-конференции в посольстве Германии в Ташкенте 25 февраля этого года. Еще во второй половине января эта проблема начала обсуждаться среди представителей зарубежных организаций и тех неправительственных структур Узбекистана, которые получают гранты на свою деятельность от западных доноров.
Многие представители немецких организаций и фондов в Узбекистане в своих выступлениях перед журналистами выразили надежду на успешное завершение регистрации их структур в соответствии с новыми правилами. Это и Фонд Фридриха Эберта, и Институт Гете, и старейшая неправительственная организация Германии - Агроакция. Последняя, по словам первого секретаря посольства Германии в Ташкенте Манфреда Шуллера, одной из первых подготовила все необходимые документы для регистрации в Министерстве юстиции Узбекистана. Но они не были приняты ввиду того, что Агроакция не представила устав ее представительства в Ташкенте. «Однако такого устава нет ни в одной стране мира, где есть отдельные представительства этой организации», - пояснил суть проблемы Имамали Усманов, директор офиса Германской Агроакции в Ташкенте.
Вместе с тем ряд руководителей представительств международных организаций в Узбекистане считают, что для них не является принципиальным, в каком именно министерстве будет проходить регистрация.
- Главное, чтобы сохранялись те условия работы, которые существуют на данный момент», - сказал на пресс-конференции доктор Томас Кунце, региональный уполномоченный немецкого Фонда имени Конрада Аденауэра в Узбекистане, Киргизии и Казахстане.
Однако у представителей германских организаций в Узбекистане есть все основания для беспокойства по поводу того, что после первого марта условия их работы претерпят существенные изменения. Так, 4 февраля 2004 года вышло постановление Кабинета Министров Узбекистана «О мерах по повышению эффективности учета финансовых средств технического содействия, грантов и гуманитарной помощи, получаемых от международных, иностранных правительственных и неправительственных организаций». Постановление предполагает «ввести с первого квартала 2004 года унифицированную государственную статистическую отчетность по получаемым юридическими и физическими лицами Узбекистана финансовым средствам технического содействия, грантам и гуманитарной помощи международных, иностранных и неправительственных организаций». Среди целей такого шага названы повышение эффективности учета поступающих в страну денежных средств и «предотвращение возможностей и каналов по отмыванию незаконных «грязных» финансовых средств».
По поводу последнего положения свое мнение выразил посол Германии в Узбекистане г-н Мартин Хеккер. «Это положение нарушает принцип взаимности. Если одна из организаций подозревается в отмывании денег, то можно подозревать и отдел культуры посольства Узбекистана в Германии в отмывании денег», - сказал он. Немецкий посол выразил удивление в связи с тем, что подобного рода положения увязываются и с деятельностью организаций, членами правления и попечительских советов которых являются видные политики и государственные деятели Германии.
Со специальным обращением к участникам пресс-конференции обратился Вольфганг Шрайбер, бывший глава регионального представительства Фонда имени Конрада Аденауэра, а ныне координатор одного из проектов в Узбекистане. «Немецкие организации, такие, как Фонд имени Конрада Аденауэра и Фонд имени Фридриха Эберта, подчиняются очень строгим бюджетным предписаниям. Федеральная счетная палата, являющаяся общепризнанной немецкой независимой от правительства структурой, контролирует все средства и соответствующее их использование вплоть до последнего использования», - сказал он. Г-н Шрайбер выразил мнение, что та ситуация, когда из-за отдельных сомнительных случаев должны отвечать все, противоречит правилам международного и национального права. Вольфганг Шрайбер в своем заявлении, розданном участникам пресс-конференции в печатном виде, коснулся и вопроса учета поступающих средств технического содействия и грантов. «Учет поступающих в страну денежных средств - обоснованное желание, если при этом одновременно не предполагается их налогообложение в соответствии с узбекским налоговым законодательством.
Оно предусматривает, что 40 процентов денежных средств, которые могли бы быть полезны узбекскому народу и которые, если взять немецкие неправительственные организации, почти полностью состоят из налоговых средств, присваиваются государством», - отметил в своем заявлении г-н Шрайбер. Он выразил мнение, что немецкие налогоплательщики не поймут, почему в Узбекистане общество не будет получать почти половину средств, направляемых на поддержку строительства гражданского общества и свободного предпринимательства.
Нынешний же глава регионального представительства Фонда имени Конрада Аденауэра Томас Кунце был более мягок в оценке названного документа: «Это постановление - достаточно неудачное решение, но при этом Фонд Конрада Аденауэра чувствует, что правительство Узбекистана говорит ему «Добро пожаловать». Впрочем, и другие участники пресс-конференции не стали драматизировать ситуацию. Никто из немецких участников пресс-конференции не высказал намерения сворачивать свою деятельность в Узбекистане.