ЛОГИКА ВЫШЕ АМБИЦИЙ
Тем более, если они псевдо-полити-ческие:
Если попытаться суммировать прозвучавшие в российских СМИ комментарии по поводу состоявшегося визита в Туркменистан губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, то здесь, несомненно, преобладание позитивных оценок.
Визит был основательно подготовлен, главу делегации сопровождала большая группа российских финансовых и хозяйственных руководителей, стремившихся обрести новых бизнес-партнеров. Подчеркнутые энергичность, деловитость и прагматизм, продемонстрированные Валентиной Матвиенко в ходе визита, не только позволили говорить о новой форме контактов между отдельным регионом России и перспективным партнером по СНГ, но и придали некий новый оживляющий импульс российско-туркменским отношениям в целом.
В дни визита автору этих строк удалось пообщаться со многими членами питерской делегации, теми, кто принимал непосредственное участие в подготовке поездки губернатора северной столицы России в Туркменистан. Они не скрывали, что подготовка к визиту начиналась достаточно давно, чуть ли не три года назад. Но только с приходом на должность губернатора Валентины Матвиенко поездка приобрела конкретные, зримые очертания. Валентина Ивановна вступила первооткрывателем новых принципов взаимоотношений субъектов Российской Федерации со странами СНГ. А если помнить о том, что благословление на поездку в Центральную Азию Матвиенко получила из уст Владимира Путина, то тезис о новых веяниях в российской внешней политике выглядит теперь вполне обоснованным.
Визитом питерской делегации были охвачены три Центральноазиатские страны - Казахстан, Туркменистан и Кыргызстан. Во всех трех странах программы бизнес-контактов были примерно одинаковы, но только в Туркменистане губернатора северной российской столицы принимали на высшем государственном уровне.
В ходе личных переговоров Валентины Матвиенко и туркменского лидера Сапармурата Ниязова приобрели конкретное наполнение инициативы по развитию экономических и культурных связей между партнерствующими сторонами. А подписанное Соглашение между правительствами Туркменистана и Санкт-Петербурга об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве стало вообще уникальным документом в практике внешнеполитических связей двух стран.
Член питерской делегации, известный историк, академик Вадим Михайлович Масон, положивший немало сил на реализацию перспективной идеи прямых связей между Санкт-Петербургом и Туркменистаном, не скрывал искреннего удовлетворения итогами визита. Он подчеркнул, что «теперь-то усилия по строительству прямого моста от берегов Невы до предгорий Копетдага не будут больше уделом энтузиастов-одиночек, а получат надежное обоснование, гарантированное первыми лицами».
Можно было бы не останавливаться столь подробно на внешней канве событий, уже ставших частью истории, если бы не ряд обстоятельств, позволяющих занести состоявшийся визит в ряд знаковых.
Еще достаточно свежи в памяти события минувшего года, когда в средствах массовой информации РФ прошла волна ожесточенной критики состояния российско-туркменских отношений. Особенно рьяно разыгрывалась карта всемерного притеснения соотечественников в Туркменистане. По странному совпадению пик «патриотической» истерии пришелся на компанию по выборам в нижнюю палату Федерального собрания России. Но вот выборы прошли, и потуги на пафосную защиту соотечественников почему-то стихли, как их и не было. Это ли не подтверждение однозначной политической ангажированности темы заботы о соотечественниках.
Автору этих строк, знающему ситуацию не понаслышке, не раз приходилось отстаивать тезис о том, что грубые, и, чаше всего, некомпетентные политические наскоки с территории России - далеко не самый лучший способ отстаивания интересов соотечественников в ближнем зарубежье. Россия, устранив на долгое время Туркменистан из сферы своих внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов, оставила тем самым без должного внимания о диаспору соотечественников.
Не надо обладать даром провидца, чтобы утверждать, что не попытки политического диктата, а только реализация конкретных программ в области культуры, совместного предпринимательства позволят русским в Туркменистане не чувствовать себя в изоляции от исторической родины, поддерживать знание языка, получать работу на российско-туркменских предприятиях.
Заметим, что при этом не приходится говорить о какой-либо благотворительности со стороны России. В ходе своего недавнего визита губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко достаточно откровенно заявила о недопустимости потери рынков сбыта продукции российских предприятий в странах СНГ, и в том числе в Туркменистане. Другими словами экономическое присутствие в Центральной Азии становится для России жизненно необходимым.
Справедливости ради необходимо отметить, что российское экономическое присутствие в центральноазиатских странах СНГ было немаловажным и вчера, и позавчера:. К сожалению, в течение довольно продолжительного времени этот тезис не находил должного, всестороннего подтверждения в конкретных шагах. Но даже если назвать это временем упущенных возможностей для России, то и опыт со знаком «минус» имеет свои положительные последствия. Надо надеяться, что, наконец, пришло глубокое понимание необходимости наверстывать упущенное. Логика жизни, прагматизм реальных выгод, так или иначе, остаются выше любых псевдо-политических амбиций.
Михаил ПЕРЕПЛЕСНИН.
© TURKMENISTAN.RU, 2004