МВД против Хизб-ут-Тахрир
Виталий Волков, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА, "Фокус"
В понедельник в Бишкеке состоялось беспрецедентное событие: впервые за круглым столом оказались сотрудники правоохранительных органов республики и члены радикальной политической партии Хизб-ут-Тахрир. Эту встречу в рамках международной конференции по проблемам применения пыток организовал офис правозащитной организации «Фридом Хаус» в Бишкеке. Сообщает наш корреспондент Солто Темир:
Темой круглого стола стали методы, применяемые в Киргизии силовыми структурами в отношении подозреваемых в преступлениях граждан республики, в частности членов исламской партии Хизб-ут-Тахрир-аль ислами. Как заявил член Хизб-ут-тахрир, уроженец Джалал-Абадской области республики, 33-летний Бахтияр Джумабаев:
30 января этого года вечером меня и пятерых моих друзей задержали милиционеры. Мы все являемся членами религиозной партии Хизб-ут-Тахрир . Вместе с соратниками по партии мы сидели дома у одного из «наших» и читали священный Коран, когда ворвались 4 милиционера, один из них был в форме майора. Стали обскивать карманы и дом. Мы спросили - есть ли у них разререшение на обыск. Милиционеры сказали - следуйте за нами, в УВД разберемся и приказали нам ехать с ними в УВД. В УВД они потребовали от нас написать объяснительные - что мы делали в этом доме. Мы написали, что просто сидели и изучали Коран. Примерно около часа с нами проводили допрос, избивая нас. Нас били дубинками по головам, спинам, пинали по ногам. Лично ко мне применили особую пытку - били дубинкой по ступням ног. После этого нас раздели догола, босиком поставили в ряд на полтора часа с раздвинутыми ногами и руками в холодный коридор УВД. При этом милиционеры постоянно угрожали, что наши фотографии в обнаженном виде развесят по всему Джалал-Абаду, и что нас вышлют в Узбекистан, как это уже не раз случалось, где законы не такие мягкие, как в Киргизстане (штрафы, либо 1,5 года тюрьмы), а где членам Хизб-ут-Тахрир дают 20 лет лишения свободы. Когда мы просили милиционеров, «Побойтесь Аллаха!», они отвечали: «Здесь я тебе Аллах. Другого нет!» Проходящие милиционеры давали советы: «Что вы с ними так слабо, надо ножом резать, а в рану соль посыпать, под ногти надо иглы вставлять». Потом они стали требовать у нас деньги, которые увидели во время обыска.А если не согласимся, угрожали оставить одного из нас в УВД за то, что нашли у нас листовки Хизб-ут-Тахрир.Мы не согласились, тогда они снова начали нас бить и угрожать, что возбудят уголовное дело. Видя безвыходность положения, мы согласились, отдали им четыре тысячи сомов (около 100 долларов), и нас отпустили.
В свою очередь сотрудник УВД Джалал-Абадской области Орозалы Текимбаев в ответ на обвинения Джумабаева заявил, что приверженцы партии Хизб-ут-Тахрир любыми способами хотят доказать несостоятельность киргизских правоохранительных органов.
Сидящие перед нами люди хотят избежать ответственности! Все они ранее судимые. Почему именно в Джалал-Абадской области больше всего членов этой радикальной партии? Потому что юг страны более исламизирован, чем северные регионы Киргизстана. Это крайне радикальная партия, имеющая единственную цель - свергнуть существующий конституционный строй, светский режим президента Акаева и создать исламский халифат. Они не подчиняются законам, не признают иной власти, кроме эмира, Аллаха и шариата. Сейчас в Джалал-Абадской области очень много людей, которые подвержены Хизб-ут-Тахрир, и они использовали праздник, Курманай, чтобы развесить свои листовки, везде все развесить. Ребята получили информацию, проехали, это в восемь часов вечера было... Когда они пошли, те говорят: «Нас обыскали». Я еще раз говорю: когда они пришли, в руках у задержанных было обнаружено 18 листовок. Еще раз хочу подчеркнуть, что не было обыска, потому что на следующий день Рахматкулов Алым, у которого это дома было, добровольно выдал еще 33 листовки и 2 брошюры. То есть если был бы обыск, они могли бы в этом доме это все найти. Сейчас их жалобой занимается Служба национальной безопасности, куда дело передала Генеральная прокуратура. В свою очередь СНБ направила запрос в Госкомиссию по делам религии на предмет установления в листовках призывов к свержению конституционнного строя. Если эти факты подтвердятся, будет возбуждено уголовное дело. К великому сожалению, в Киргизстане не наказывают за лжесвидетельство и лжедоносительство. Почему «хизбуттахрировцы» жалуются на правоохранительные органы? Да потому, что уверены в совей безнаказанности. Их целью является дискредитация милиции, силовых структур!
Свою оценку ситуации вокруг инцидента, связанного с членами партии Хизб-ут-Тахрир дал и начальник Службы собственной безопасности МВД Киргизии Бердибек Джакипбаев.
По факту задержания членов Хизб-ут-Тахрир в Джалал-Абаде было проведено служебное расследование. Их действительно продержали более двух часов в УВД, после чего отпустили. В доме, где они в тот день собрались, милиционеры обнаружили десятки листовок партии. Однако задержанные только через 3 дня обратились к правозащитникам с жалобами на избиения их милиционерами. А где гарантии, что эти синяки, которые они продемонстрировали, они получили именно в УВД? Сейчас, до окончания расследования инцидента, еще рано давать нам комментарии. Давайте дождемся итогов официального расследования.
Представители партии Хизб-ут-Тахрир заявили по окончании встречи, что остались недовольны круглым столом, так как силовики и на этот раз оказались способными лишь на то, чтобы видеть в них лишь виновных, преступников. "Киргизстан объявил себя демократическим государством, но мы этого сегодня не чувствуем. Власти объявили свободу вероисповедания, но нас продолжают преследовать за наши убеждения, хотя мы не выступаем за насильственное свержение существуюзего в Киргизии строя. Мы только выступаем в защиту ислама, Корана.А нас за это сажают в тюрьмы и грозят выслать в Узбекистан,"-заявили члены Хизб-ут-Тахрир.
Представитель офиса ОБСЕ в Бишкеке Питер Фельх, подытоживая круглый стол, заявил, что правоохранительные органы Киргизии все еще делают ударение на слове право, подразумевая закон, и мало обращают внимания на понятие прав в контексте защиты прав и свобод киргизстанцев.