[01.03.2004]
КИРГИЗСКИЕ ОЛИВЕРЫ ТВИСТЫ
//GazetaSNG// Альберт Богданов
Государство не может обеспечить защиту своих граждан от вредного воздействия на организм табака. Под молох порожденных табаком болезней попадают даже еще не рожденные дети. Однако принятый парламентом закон о наносимом людям вреде при выращивании этого растения третий год лежит под сукном у президента страны Аскара Акаева. Никак не реализуется и запрет правительства на рекламу табачной продукции. Ее вовсю рекламируют на уличных щитах, на шоу табачных фирм прямо в центре Бишкека, причем привлекают к этому даже подростков. На местном ТВ много лет идет реклама сигарет фирмы "West". И это в то время, когда в Киргизии 50 тысяч наркоманов. Их ряды пополняют дети. По данным Минздрава республики, каждый третий школьник уже попробовал тот или иной наркотик через сигарету. Но позиции воротил табачного бизнеса в республике крепки.
Детский труд используют на табачных плантациях всего мира. В странах центральноазиатского региона на этом опасном производстве работают даже беременные женщины, и никто за это работодателей не наказывает. В Киргизии, по данным профсоюза предпринимателей, на каждом гектаре табачных посевов занято 7-8 ребятишек. Только в Джалалабадской области - около 125 тысяч. Многие из них не могут получить даже начального образования: учеба начинается глубокой осенью и заканчивается ранней весной с наступлением полевых работ. Чтобы как-то выправить положение, профсоюз создал Фонд по искоренению детского труда на таких вредных плантациях, как табачные, хлопковые, рисовые. Но едва ли это решит проблему. Тем более что сокращение посевов табака вынуждает земледельцев семьями выезжать на работу на табачные поля Казахстана. Здесь мигранты бесправны и не могут требовать охраны труда не только для детей, но и для себя. Вот и горбатятся малолетние "работники" от зари до зари среди табачных зарослей, наполненных ядовитой пыльцой и прочими вредными для организма веществами.
Во всем регионе выращивают и обрабатывают табак прадедовскими методами, в которых нет места безвредным технологиям. В интервью одному из киргизских СМИ председатель Комитета по охране здоровья, делам женщин, семьи и молодежи Ташполот Балтабаев сказал, что нынешнее законодательство не предусматривает ответственность производителей табака за несоблюдение безопасных условий труда табаководов. Не случайно, что у 85% молодых женщин серьезные проблемы со здоровьем. В сельских районах медкомиссии практически не могут найти здоровых призывников. Да и о чем можно говорить, если по качеству медобслуживания Киргизия занимает в мире 151-ое место.
Что же касается закона о вредном табачном производстве, то, по словам разработчика документа Балтабаева, президент Акаев не подписал его потому, что республика является крупным производителем табака и это повлечет потери бюджета. Тем паче, что в отрасль вложены солидные средства зарубежных инвесторов. Создав новую фабрику сигарет, фирма "Реемстма-Киргизстан" так и не сумела запустить производство на проектную мощность. Даже присоединение Киргизии к рамочной конвенции о борьбе с табакокурением может нанести солидные убытки: стоимость пачки сигарет может подняться с 40 центов до пяти долларов. Для обнищавшего населения это совершенно неподъемно. Кроме того, закон предусматривает ограничение работы в отрасли женщин и исключение детского труда. Если исключить эту очень дешевую рабочую силу, то дивиденды инвесторов снизятся.
Детский труд, особенно в сельской местности, стал обычным в регионе Центральной Азии. Достаточно заглянуть на любой рынок. Здесь ребятишки - грузчики, разносчики, продавцы, дворники. Хорошо, если удается купить тележку для развоза груза. Эта 10-12-часовая работа на рынке зачастую непосильна для малолетнего. Но когда родители еле сводят концы с концами и не могут купить одежду, учебники, ребенку не приходится выбирать между школой и работой. В Таджикистане, по сведениям "Немецкой волны", это явление приобретает массовый характер. Только около 80 % мальчиков и 75 % девочек учатся в школах. А что делать, если средняя зарплата родителей едва дотягивает до 10 долларов, а в сельских районах - втрое меньше этого. Правительство приняло постановление об обязательном обеспечении детей летним отдыхом. Однако, судя по всему, передает корреспондент "Немецкой волны", большинство детей во время летних каникул будет работать. И совсем не потому, что главной целью их жизни стали деньги: не до жиру, быть бы живу. Так же, как и в Узбекистане, где ребятня старается пополнить семейный бюджет. В этой республике спрос на неквалифицированный и полуквалифицированный детский труд растет с каждым днем. Несмотря на то, что Конституция страны запрещает делать это, в периоды сбора урожая хлопка, риса, табака поля пестрят маленькими работниками. И это еще лучший вариант.
Как-то ночью в столице Киргизии мне довелось стать свидетелем вроде отчетного собрания беспризорников. Председательствовали юноши. Они придирчиво оценивали, что сделали за день два-три десятка младших «товарищей». Каждый из них вынужден отдавать старшим половину своей дневной "выручки". Неважно, украл ты, заработал на автомобильной мойке, выклянчил, сдал пустые бутылки или обманул. Не выполнившим урок старшие давали очень квалифицированные советы, где и как надо просить милостыну, к кому и с какими словами подходить, как стибрить все, что плохо лежит. Почти один в один с ситуацией, описанной Диккенсом в похождениях Оливера Твиста. Однако один из высокопоставленных чиновников Киргизии, увидев этих торгующих и возящих, таскающих на базарах тюки и мешки детей, заявил в прессе: "Новое поколение киргизстанцев получает хорошую школу рыночной экономики". Ту самую, которую никак не могут наладить правители, хотя сами живут безбедно, владеют миллионами и умиляются маленькими продавцами и грузчиками.
Проблему детского труда пытаются разрешить не только в обедневших вконец новых государствах на постсоветском пространстве. По данным ООН, в мире вынуждены работать около 300 млн детей младшего подросткового возраста. Большинство из них может только мечтать о том, как живут их российские сверстники в одной из станиц Краснодарского края. Здесь три сотни ребятишек создали школьную ферму, на заработанные от продажи сельхозпродуктов деньги купили сельхозтехнику и даже построили два дома для своих учителей. Если в Центральной Азии основным питанием для значительной части населения является лепешка, чай и сахар, то юные станичники получают полноценное питание со своей фермы. Можно считать, этим детям необычайно повезло.