CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

dw-world.de

Траурн?й марш заказан?

18 марта 2004

Траурн?й марш заказан?

Немецкая Волна, "Фокус", 18.03.2004

А.Вайскопф, В.Волков

18 марта на пленарном заседании сената депутаты верхней палаты парламента Казахстана согласились с предложениями согласительной комиссии по преодолению разногласий между сенатом и мажилисом по законопроекту «О средствах массовой информации». Тем самым, закон, против которого выступала практически вся казахстанская пресса и поддерживающие ее международные правозащитные и журналистские организации, считается принятым. Из Алма-Аты сообщает Анатолий Вайскопф:

Теперь последнюю точку в споре между работниками средств массовой информации и правительством, на стороне которого выступил парламент Казахстана, согласно законодательству, может поставить лишь президент страны Нурсултан Назарбаев. Впрочем, мало кто из сотрудников масс-медиа верит тому, что глава государства наложит вето на закон «О средствах массовой информации», поскольку, как, например, считает известный казахстанский журналист Олег Кациев, новый закон является личным заказом президента страны:

ОК:Скорее всего, президент подпишет. Мы последние несколько месяцев к его здравому смыслу и апеллировали, и говорили, что в принципе, по большому счету, для президента и для Казахстана подписание нового закона ничего не значит, поскольку фактически власть и так имеет все возможности регулировать и контролировать прессу.

Между тем, если президент подпишет принятый парламентом закон, отметила в интервью «Немецкой волне» президент фонда защиты свободы слова «Адил Соз» Тамара Калеева, то для средств массовой информации Казахстана наступят очень трудные времена. Основанием для таких утверждений являются принятые парламентариями формулировки, считает Тамара Калеева, согласно которым министерство информации сможет закрыть практически любую неугодную власти газету или телерадиокомпанию. Так, основанием для приостановления деятельности того или иного средства массовой информации в судебном порядке являются;

разглашение государственных секретов или охраняемой законом тайны пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, сословного и родового превосходства, распространение информации, раскрывающую технические приемы и тактику антитеррористических операций пропаганда наркотических и психотропных веществ. распространение теле-, радио-, видео продукции порнографического и сексуально-эротического характера. Единственным утешением, хоть и призрачным, отметила Тамара Калеева, является согласие депутатов парламента всё же признать вескими доводы журналистских и правозащитных организаций о том, что любое закрытие средства массовой информации должно происходить при непосредственном участии судебных органов, а не волевым решением министерства информации, как это предлагалось правительством Казахстана. Вот, что по этому поводу отметил в интервью корреспонденту «Немецкой волны» Олег Кациев, который, как и Тамара Калеева, входил в состав рабочей группы по подготовке законопроекта «О средствах массовой информации» в качестве представителя информационного агентства «Интерньюс»:

ОК: Мы сумели за время полемики и дебатов все-таки добиться того, чтобы в законе было главное условие, что закрывать можно только по решению суда. Да! Это замечательно, я думаю это наше достижение. Но, с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что такое казахстанский суд, который полностью зависит от власти. И в таком случае, власть, если захочет закрыть СМИ, она это сделает через суд.

Кстати, как считает Олег Кациев, есть очень большая вероятность того, что в случае окончательного принятия президентом страны решения о вступлении в силу нового закона «О средствах массовой информации» республиканские оппозиционные издания, такие как «Ассанди-таймс» и «Соз», будут подвергнуты многочисленным судебным преследованиям. В то время как средства массовой информации, принадлежащие семье президента, будут по-прежнему находиться в привилегированном положении. Главной целью нового закона «О СМИ», отметил в интервью «Немецкой волне» Олег Кациев, безусловно, является получение легальной возможности давления на неугодные средства массовой информации. И к этой цели власти Республики Казахстан идут с завидным упорством, даже не взирая на особые мнения государственного департамента США, ОБСЕ и стран-членов Европейского Союза.

В свою очередь, как сказала в интервью «НВ» президент казахстанского фонда «Журналисты в беде» Р.Таукина:

РТ: Согласительная комиссия между сенатом и нижней палатой парламента, внесла восемь маленьких изменений в законопроект. В международных организациях акцентировался вопрос о том, что в Казахстане слишком легко закрыть СМИ за самые маленькие провинности. Так вот, благодаря усилиям международных организаций, согласительная комиссия пункты по возможностям закрытия СМИ сократила до восьми. ( В нашей конституции всего три пункта, по которым можно закрыть СМИ - если они ведут пропаганду войны, если они хотят изменить конституционный строй, и если хотят нарушить территориальную целостность). Здесь добавили больше, но все-таки сократили пунктов на двадцать по сравнению с первоначальным вариантом. И это единственное, что уступили депутаты. Закон по прежнему остался удушающим для СМИ. Он, прежде всего, обосновывает существование министерства информации. Наша организация «Журналисты в беде», объединившись с комитетом по защите свободы слова, предлагает провести траурную манифестацию, заказать духовой оркестр и играть траурный марш, потому что с правом на получение информации стало еще хуже.

dw-world.de

Предыдущая статьяДУШАНБЕ НАЗВАЛ ЦЕНУ СВОЕЙ ДРУЖБЫ
Следующая статьяАЛИЕВ ПОСЛЕ АЛИЕВА: НАСЛЕДОВАНИЕ ВЛАСТИ КАК СПОСОБ ЕЕ УДЕРЖАНИЯ