Политическая географiя
Пять геополитических баталий
Александр Рар, политолог, Берлин, "Общенациональная газета Россiя"
Пространство европейского континента подвержено целому ряду геополитических баталий - открытым и скрытым для обычного наблюдателя. Пять процессов здесь столкнулись друг с другом, хотя значимых потрясений Европа, слава Богу, пока избежала.
Во-первых, фактически расширилось НАТО на Восток. НАТО контролирует восточные границы прибалтийских государств. У России и НАТО появилась длинная общая граница.
Во-вторых, расширился Европейский союз. Россияне от этого будут ощущать дискомфорт, возникли визовые и торговые барьеры. Вскоре в России почувствуется и новое политическое влияние ЕС, которое может превратиться во все большее давление новой, объединенной Европы и ее бюрократии на Россию.
В-третьих, Россия сама серьезно начала процесс экономической реинтеграции на постсоветском пространстве. Единое экономическое пространство при Владимире Путине - не миф, каким являлось СНГ при Борисе Ельцине.
В-четвертых, на Южном Кавказе продолжается процесс "революции роз". Грузинский президент Михаил Саакашвили всерьез занялся объединением грузинских земель и не побоится вернуть себе Аджарию силой. В Армении, где народ вышел на улицы, могут повториться грузинские события прошлого года. В Азербайджане власти судорожно завинчивают гайки, боясь искры грузинской "революции роз". На смену правящим элитам в этих республиках идут радикально настроенные прозападные силы, поддерживаемые намерениями США создать натовские военные базы между Черным и Каспийским морями.
В-пятых, весь европейский континент потрясен атаками терроризма. Запад не может прийти в себя после взрывов в Мадриде 11 марта, в Узбекистане ситуация дестабилизирована после ударов исламских террористов по Ташкенту.
На фоне всех этих событий в Европе особенно тревожно выглядит ситуация в Ираке и Афганистане. США явно не справляются с шиитскими террористами и стремительно теряют контроль над оккупированной ими страной. В США раздаются голоса, требующие вывода американских войск из взрывоопасного региона.
В эти дни состоялись встречи Путина с германским канцлером Герхардом Шредером, французским президентом Жаком Шираком, с генсеком ООН Кофи Аннаном в Москве. Все трое - главные противники войны в Ираке, поддерживающие идею восстановления Ирака только под эгидой ООН. Но встречи Путина со столь высокопоставленными гостями проходили отдельно. Все стороны были озабочены тем, чтобы не обидеть Вашингтон и ни в коем случае не вызвать ни у кого воспоминаний о прошлогодней антиамериканской оси "Берлин - Париж - Москва".
Но все равно московские встречи породили конкретные результаты. С Францией Путин договорился о начале создания евро-российской системы антиракетной обороны. С Германией - о компенсациях ЕС для России за существенные потери в торговле, которые Россия потерпит после расширения ЕС на Восток.
Франция, Германия и Россия вместе подняли в Москве "знамя" Европы - и так напомнили о той стратегической коалиции, которая сплотила их в прошлом году против войны в Ираке.
На встрече со Шредером Путин сделал сенсационное заявление: президент России не исключил, что в каком-то далеком будущем общая Европа будет построена вместе с Россией и общей столицей немцев, французов и русских станет Брюссель.
Процессу сближения способствовала большая статья нового министра иностранных дел России Сергея Лаврова, опубликованная заранее в западной прессе. В ней Лавров подчеркнул, что у российской внешней политики нет альтернативы сближению и интеграции с Западом.
Вряд ли можно говорить о новом противостоянии европейцев курсу Америки. Такого не будет. Но в отличие от США ведущие страны ЕС четко осознали: выталкивание России из Европы в Азию, вынуждение России к самоизоляции или, как это предполагают в Америке, лишение Москвы статуса члена "большой восьмерки" - опасно для стабильности Европы.
В Европе многие втихомолку готовы согласиться с мнением, приписываемым Михаилу Ходорковскому: эпоха либерализма в России временно закончилась; российский электорат гораздо консервативнее, чем руководство страны. Дискуссия об "общих демократических ценностях", которая разъединяет сегодня ЕС и Россию, становится бессмысленной. Нужно открывать новые, более прагматичные рубежи сотрудничества. Вот с этой целью Ширак и Шредер приехали в Москву.
Постоянный адрес этой статьи: