CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

izvestia.kz

От чумы и сибирской язвы не зарекайся

27 июля 2004

От чумы и сибирской язвы не зарекайся

Лариса МОСТОВАЯ, "Известия-Казахстан"

В Казахстане активизировались некоторые очаги сибирской язвы, находящиеся в скотомогильниках, и в 1,6 раза увеличилось количество природных штаммов чумы. Тем не менее эпидемиологическая ситуация в республике по итогам шести месяцев 2004 года остается стабильной, заявил на недавно прошедшей пресс-конференции в Астане вице-министр здравоохранения Республики Казахстан Анатолий Белоног: «Органам государственного санэпиднадзора удается удерживать ситуацию в рамках допустимых уровней заболеваемости».

По данным республиканского Минздрава, с начала года на территории нашей страны было зафиксировано девять случаев заболевания сибирской язвой. Еще один случай, который мог стать десятым в этом черном списке, как стало известно буквально вчера, не подтвердился. Напомним, что 11 июля в центральную районную больницу был госпитализирован 33-летний житель Аягуза, которому врачи поставили предварительный диагноз «сибирская язва, кожная форма». Медики предполагали, что столь страшную заразу он мог заполучить во время разделки павшей овцы в селе Габбасово. Специалисты Восточно-Казахстанского областного центра СЭС, исследовавшие пробы, взятые у больного и с места, где снималась шкура с животного, заявили, что возбудитель сибирской язвы не выявлен. Что ж, на этот раз обошлось. Но надежды мало, что столь же благополучно все закончится в других случаях. Пока только две области в республике - Восточно-Казахстанская и Актюбинская - «отличились» по этому страшному инфекционному заболеванию. Однако, из информации, прозвучавшей на пресс-конференции, напрашивается далеко не оптимистичный вывод: «мина замедленного действия» может сработать и в других регионах Казахстана.

- На территории республики находится более 3,5 тысячи скотомогильников, где захоронены животные, болевшие сибирской язвой, и, вероятнее всего, в последнее время некоторые очаги активизировались, - заявил на пресс-конференции Анатолий Белоног и призвал граждан «ни в коем случае не брать неизвестное мясо», поскольку оно может оказаться от вынужденно забитого животного. Случаи, когда «под нож» пускают заболевшее животное, очень распространены в сельской местности. И тому доказательством факт, отмечаемый Минздравом республики: причиной всех девяти случаев заболевания казахстанцев сибирской язвой стало употребление в пищу мяса больных животных. К тому же мировая статистика других стран, а эта зараза встречается в России, Украине, Монголии, странах Азии, Африки и Южной Америки, отмечает, что сибирская язва - профессиональное заболевание сельчан. Заражение человека может произойти при уходе за больными животными - будь то свиньи, крупный рогатый скот, верблюды, овцы или козы. Риск сохраняется и при убое скота, при обработке шкур и разделке мяса. Чаще всего в этих случаях возникает кожная форма сибирской язвы, споры которой попадают в организм через царапины или ранки. При употреблении мяса больного животного в виде пищи развивается кишечная форма опасного недуга. Самая тяжелая форма сибирской язвы - легочная, которая чаще всего заканчивается летальным исходом, смерть обычно наступает через 2-3 дня. Между тем известно, что при любой из форм сибирской язвы может возникнуть сепсис.

Поэтому такую большую угрозу таят в себе многочисленные скотомогильники. И никто не гарантирует, что они огорожены и снабжены специальными табличками, предупреждающими, что выпас скота на их территории запрещен. В то же время практически всем известно, что сибирская язва - живучая зараза, ее споры сохраняются в земле сотни лет. Именно поэтому заболевание относится к особо опасным. А значит, каждый (!) скотомогильник животных, погибших от сибирской язвы, таит в себе потенциальную угрозу. Поводов разразиться эпидемией у живучей сибироязвенной бациллы много: весенний паводок, летние ливни, распашка поля, строительство домов или кошар - в общем все то, что потревожит эти официально известные и самодеятельные, нигде не отмеченные захоронения. Ведь трудно себе представить, что хозяин падшей овцы, живущий в глухом ауле, поедет с трупом этого животного искать скотомогильник. Так что, наверное, пришло время серьезно заняться этим вопросом и ввести режим, когда каждое животное, погибшее от особо опасных инфекций, должно быть зарегистрировано, как и место его захоронения. И пока еще живы люди старшего поколения, которые могут более менее точно указать, где находятся забытые скотомогильники, стоит их расспросить и нанести на карту эти точки, чтобы со временем если не уничтожить потенциальную угрозу, то хотя бы держать ее под контролем. Еще лучше, если бы от захоронения в республике перешли к более надежному способу уничтожения таких опасных останков - биотермическим ямам. Понятно, что это не дешевая утилизация. Но она позволила бы не ждать из года в год с нарастающей тревогой очередную весну и лето.

Тем более что органам государственного санэпиднадзора ежегодно приходится держать «руку на пульсе» и по поводу другого особо опасного заболевания - чумы. Территория Мангистауской области с населением порядка 320 тысяч человек является самой неблагополучной, поскольку именно здесь располагается самый активный и самый обширный природный очаг чумы в республике. По данным Минздрава Казахстана, в этом году в природе по сравнению с 2003-м увеличилось количество штаммов чумы. Противочумной службой выявлено 546 возбудителей этой заразы, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

izvestia.kz

Предыдущая статьяВ Казахстане каждые 5-6 лет потребуется открытие дополнительной колонии
Следующая статьяПравительство Ирана выразило готовность возобновить расследование обстоятельств гибели канадской журналистки