CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

2004.novayagazeta.ru

ФАНЕРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

27 июля 2004

ФАНЕРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Катя Лель крепит российско-узбекские отношения

Орхан ДЖЕМАЛЬ, наш спец. корр., Ташкент-Москва, 26.07.2004 «НОВАЯ ГАЗЕТА»

Российским журналистам выезжать в Узбекистан приходится в основном из-за нарушений прав человека, терактов и прочих печальных вещей, хотя в Узбекистане есть и масса приятного, но такова уж специфика журналистики. Мне выпал редкий случай съездить в Ташкент на концерт российских звезд и звездочек. Всех их можно без особых хлопот послушать в родных пенатах, но интересно было увидеть свою эстраду в чужом интерьере.

Приглашением журналистов в некогда братскую республику занимался узбекский МИД. Выступление зарубежных артистов в Узбекистане - дело государственной важности. Сначала в Самарканде «сверили часы» президенты Ислам Каримов и Владимир Путин. Потом «Газпром» и «ЛУКОЙЛ» пообещали вложить по миллиарду долларов в узбекское месторождение Шахпахты. И только затем дело дошло до Меладзе, Кати Лель и Сергея Мазаева.

Формально концерт российской попсы (пышно названный фестивалем зарубежной музыки) организован общественной организацией - фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана», но исполнительный директор форума - первый секретарь узбекского посольства в Москве Музафар Захидов, а в кулуарах организаторы концерта шептались, что мероприятие на контроле у старшей дочери Ислама Каримова Гульнары.

Ташкент в день приезда российских музыкантов был жарким, ветреным и очень чистым. Из окна пятизвездочного отеля видны деревянные хибары и дворы с мокрым бельем на веревках.

В центре Ташкента, возле ЦУМа, портрет президента : Путина. Глава РФ глядел на прохожих с огромного ковра, и любой желающий мог приобрести Владимира Владимировича.

Конечно, в столице Узбекистана ожидаешь увидеть скорее Каримова, но в числе его недостатков культа личности нет. В последнее время даже плакаты с его цитатой: «Узбекистан - страна с великим будущим» исчезли с улиц. Зная традиции восточного чинопочитания, понимаешь, что такая скромность - результат личного распоряжения.

Концертный зал был окружен многочисленными кордонами местных ментов - все, как и на московских концертах. Но между узбекскими ментами и нашими есть большая разница. Если подойти к нашему и спросить: «Здравствуйте, как пройти в зал?», то в 8 случаях из 10 в ответ услышишь: «Приготовьте ваши документы». Узбекский мент на «Салам алейкум, как пройти?..» протягивает руку для рукопожатия. С непривычки теряешься и думаешь, что тебя с кем-то перепутали.

Начало концерта навевало ностальгические воспоминания. Те, кому за 30, хорошо помнят эту манеру. Торжественный конферанс на два голоса (мужской и женский: мужской по-узбекски, женский по-русски), оба конферансье понимают, что занимаются политикой, и потому долго говорят про дружбу народов. Они представляют не артиста с баритоном или контральто, а иную державу.

Конферансье отговорили - и на сцене показалась Россия. Россия была брита наголо, со слегка похмельным выражением лица, и звали Россию - Сергей Мазаев. Мазаев, оказалось, тоже не лишен дипломатических навыков, он подготовился - выучил, как по-узбекски будет название его группы «Моральный кодекс».

Несмотря на похмельное лицо, Мазаев пел долго и с драйвом. В Москве он давно уже так не поет. А вот публика встретила Мазаева не то что холодно, а так, будто он вышел разогреть молодежь для Кати Лель. Кое-кто ему подпевал, где-то на задворках зала пританцовывали, маленькие узбекские девочки дарили рокеру дежурные гладиолусы. А вот на вышедшую следом Лель реагировали иначе. Услышав «муси-пуси», российские журналисты потянулись к выходу, но рев в зале заставил на время вернуться. Лель быстро погребли под цветочным холмом. Она просто купалась в обожании, какого на родине ей и не увидеть.

Между прочим, даже у рядовых узбеков нет и тени сомнения, что российский концерт - продолжение удачно складывающихся отношений президентов. Как только говоришь, что приехал сюда послушать родную эстраду, собеседник кивает и заявляет: «Да, президент у вас - отличный мужик. Хорошо, что они с Каримовым понимают друг друга».

Ну что ж, культура, наверное, тоже может быть продолжением дипломатии. В СССР это было именно так. Сначала троекратное лобызание Брежнева, потом «Березка», гастроли Большого. Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана» пошел именно по этому пути и поначалу закрепил дружбу наших президентов гастролями Елены Образцовой и Зураба Соткилавы. Но, видимо, было решено, что на следующем этапе ее укрепления лучшего «посла российской культуры», чем Катя Лель, не придумать.

2004.novayagazeta.ru

Предыдущая статьяТУРКМЕНБАШИ НАПИСАЛ СТИХИ - О САМОМ СЕБЕ
Следующая статьяИран, Азербайджан и Россия создадут международную железнодорожную компанию