CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

navi.kz

Гибель казахстанского журналиста вызывает вопросы

27 июля 2004

Дата публикации: 27 июля 2004 г.

Эдуард ПОЛЕТАЕВ, Алматы (IWPR)

Гибель казахстанского журналиста вызывает вопросы

По официальной версии, смерть наступила в результате ДТП, но некоторые отмечают нестыковки в фактах.

Казахстанская общественность взбудоражена гибелью журналиста, известного своими критическими взглядами. Подозрительность в отношениях между независимой прессой и властью оказалась столь велика, что власть тут же заподозрили в подлоге.

Асхат Шарипжанов - редактор интернет-издания "Навигатор" (www.navi.kz) был сбит машиной поздним вечером 16 июля и четыре дня спустя скончался в Алматы от тяжелых черепно-мозговых травм.

Согласно следственному заключению, Шарипжанов был сбит машиной при переходе улицы по дороге из редакции. Трагедия произошла, когда, не достигнув противоположной стороны улицы, он внезапно повернул назад.

Водитель автомашины остановился и оказал помощь Шарипжанову, вызвал "скорую" и милицию.

На первый взгляд - ничего особенного; подобная трагедия может произойти с каждым, но в независимых журналистских кругах есть сомневающиеся.

"Все указывает на то, что действительно имела место трагическая случайность, но вот то, что происходило далее по ходу следствия, наводит на определенные размышления", - говорит оппозиционный журналист Сергей Дуванов.

Сомнения породили якобы имеющиеся нестыковки между официальным заключением и некоторыми обстоятельствами, которые удалось выяснить журналистам. Например, не ясен вопрос с присутствием в крови пострадавшего алкоголя и не понятно, куда исчез его диктофон.

Оппозиционная партия "Ак Жол" выступила с заявлением, требуя создать для расследования обстоятельств гибели Шарипжанова специальную комиссию с участием международных экспертов, а партия Демократический выбор Казахстана призвала Президента Назарбаева взять следствие под личный контроль.

В своем заявлении от 20 июля международная журналистская организация "Репортеры без границ" призвала МВД Казахстана обеспечить открытость следствия с тем, чтобы развеять все сомнения относительно обстоятельств гибели журналиста.

Друзья и коллеги Шарипжанова не согласны с заявлением пресс-службы МВД, прозвучавшим на пресс-конференции 19 июля, о том, что якобы в крови пострадавшего выявлено содержание алкоголя.

"17 июля мы были в больнице. Во время операции заместитель главврача Алик Искаков несколько раз повторил, что в крови Асхата алкоголя не обнаружено, - рассказал IWPR один из лидеров "Ак Жол" Булат Абилов. - А потом сотрудники милиции и врачи стали в один голос утверждать, что алкоголь был. Это - принципиально важный момент".

Дуванов это мнение разделяет. "Утверждения, что во время аварии Шарипжанов был пьян - в высшей степени аморальны и смехотворны", - сказал он.

Однако заместитель главврача больницы Кадыркуль Усенбаева указывает, что результаты анализа крови стали известны позднее. "О том, что в крови у журналиста выявлено содержание алкоголя, мы узнали в пятницу 17 июля. Но мы не вполне доверяем показаниям собственных приборов, и поэтому отправили кровь на анализ в национальный наркологический центр. В субботу и воскресенье он не работал, и результаты анализа стали известны лишь в понедельник 19 июля".

Шарипжанов работал в "Навигаторе" - первом независимом интернет-издании в Казахстане - с 2003 г. Виртуальная газета завоевала авторитет тем, что, выражая альтернативную точку зрения, дистанцируется при этом как от оппозиции, так и от властных структур. В настоящее время "Навигатор" - самое читаемое в Казахстане общественно-политическое интернет-издание.

В последние годы, когда одно за другим закрывались оппозиционные издания, "Навигатор" оставался одним из немногих независимых масс-медиа, открыто выступавших с материалами критического характера.

Неудивительно, что власти не жаловали интернет-газету. В 2002 г. зять президента Рахат Алиев подал на газету в суд за клевету. В прошлом году доступ на сайт был временно заблокирован, а в 2004 г. против "Навигатора" было возбуждено два новых иска за клевету. Правда, один из истцов уже отказался от своих притязаний, удовлетворившись публикацией опровержения.

Работа Шарипжанова в "Навигаторе" вполне могла раздражать власть предержащих, равно, как и его тесные связи с Заманбеком Нуркадиловым - бывшим соратником Назарбаева, в марте неожиданно перешедшим в оппозицию.

"Личность Нуркадилова и обстоятельства, приведшие к его нынешней политической позиции, являются острым раздражителем для власти", - говорит член оппозиционной Республиканской народной партии Владимир Намовир.

"За неделю до смерти Асхат работал с Нуркадиловым в качестве советника и спичрайтера, - говорит Булат Абилов. - Он провел с ним два продолжительных интервью. Как выяснилось, диктофон Асхата исчез с места происшествия".

Главный редактор "Навигатора" Юрий Мизинов подтверждает, что диктофон исчез вместе с записью этих интервью.

Руководитель алматинского Департамента здравоохранения Василий Девятко отвергает предположения о причастности персонала больницы к какому бы то ни было подлогу. "По моим данным, у Шарипжанова при себе имелись черная сумка, мобильный телефон и сто долларов наличными. Сотрудники "скорой помощи" не обнаружили на месте происшествия никакого диктофона", - заявил он на пресс-конференции.

В Казахстане независимые журналисты зачастую чувствуют себя в роли редких, вымирающих животных, на которых идет охота. Любое неприятное или трагическое происшествие с коллегой по цеху воспринимается ими с подозрением. По данным казахстанского НПО по защите прав журналистов "Адил соз", за первые шесть месяцев этого года уже девять журналистов подверглись нападению неустановленных лиц, один журналист оказался за решеткой, против 13-ти возбуждены уголовные дела, и еще четверо журналистов получили угрозы в свой адрес.

"По всей стране идет травля журналистов, осмеливающихся критиковать чиновников", - говорится в отчете нью-йоркского Комитета в защиту журналистов за 2003 г.

Однако некоторые, в том числе - руководитель "Адил соз" Тамара Калеева - предостерегают коллег от поспешных выводов по поводу обстоятельств гибели Шарипжанова.

"Мне кажется, то, что произошло с Шарипжановым - трагическая случайность, - сказала она IWPR. - Все обстоятельства его гибели указывают на то, что это действительно было ДТП, а аргументы тех, кто пытается усмотреть за этим признаки политического возмездия, не выдерживают никакой критики. В смерти Асхата не был заинтересован никто. Он не владел государственной тайной и не имел больших капиталов. Никто не желал ему смерти".

*** В подготовке материала принимала участие Инна Людва - ассистент проекта IWPR в Казахстане

navi.kz

Предыдущая статьяНичья в борьбе за контроль над энергоносителями Центральной Азии
Следующая статьяОДКБ сталкивается с жёсткой конкуренцией на постсоветском пространстве