CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

МЯТЕЖИ ТАЛИБОВ В АФГАНИСТАНЕ: КТО ВИНОВАТ?

28 июля 2004

EURASIANET 28.VII.2004

МЯТЕЖИ ТАЛИБОВ В АФГАНИСТАНЕ: КТО ВИНОВАТ?

Афзал Хан Комментарий EurasiaNet

Игнорируя пуштунское большинство, правительство президента Хамида Карзая создает благодатную почву для организуемых «Талибаном» нападений, которые продолжают угрожать безопасности Афганистана. И хотя лидеры Северного Альянса возлагают ответственность за непрекращающееся насилие на соседний Пакистан, эта страна вряд ли несет всю тяжесть вины за происходящие беспорядки.

Причины происходящих беспорядков на юге и востоке Афганистане следует искать в ситуации, создавшейся вскоре после падения «Талибана» в декабре 2001 г. На севере страны милиция Северного Альянса, в которой преобладали этнические таджики, узбеки и хазарейцы, начала мстить пуштунам-гильзаям, которые ранее поддерживали талибов в их борьбе с повстанцами. Прошло почти три года, однако к пуштунам племени дуррани, из которых по большей части состояло руководство «Талибана», все еще относятся с подозрением.

И хотя Хамид Карзай сам принадлежит к дуррани, пуштуны, крупнейшая этническая группа страны, жалуются, что их постоянно лишают возможности занимать важные посты в правительстве и не подпускают к проектам, касающимся развития страны. В настоящее время четыре министра из пятнадцати, входящих в кабинет страны, включая министров внутренних дел и министра финансов, а также один из четырех вице-президентов являются по национальности пуштунами. В целом в пуштунские кланы входит большая часть (42%) афганского населения, общая численность которого составляет 28,5 млн человек.

Последствием этого является то, что за последние два с половиной года пуштунские полевые командиры на юге и востоке Афганистана все чаще напоминали о своем существовании. В населенных преимущественно пуштунами районах вокруг Кандагара периодически вспыхивают перестрелки, что срывает оказание международной помощи и процесс регистрации избирателей. В одном из последних столкновений, в засаде, устроенной неподалеку от города Дехравуд в провинции Урузган (родины лидера талибов муллы Омара), погибли 11 афганских бойцов милицейских отрядов и пять солдат правительственных войск. 22 июля командование 22-го экспедиционного отряда морской пехоты объявило о своем намерении покинуть территорию южного Афганистана после того, как подразделение ликвидировало примерно 100 боевиков, которые, как считается, были связаны с силами «Талибана» и «Аль-Каиды». Всего в этом году в Афганистане во время мятежей и в столкновениях между соперничающими милицейскими отрядами было убито более 600 человек.

Насильственные инциденты, число которых явно не уменьшается, уже заставили изменить график президентских и парламентских выборов в Афганистане. Выборы президента перенесены на 9 октября, а парламентские выборы - на весну 2005 г. Барнетт Р. Рубин, директор Центра международного сотрудничества при Нью-Йоркском университете, заявил в феврале Inter Press Service , что проведение парламентских выборов отдельно от выборов президентских, возможно, будет рассматриваться этническими группами, например пуштунами, скептически относящимися к нынешнему правительству, как ситуация, в которой можно «получить все или не получить ничего».

Карзай знает об опасности, которую представляют настроения пуштунов, считающих, что их исключили из электорального процесса, и заявляет, что следует делать больше для повышения роли этой этнической группы в политическом и экономическом восстановлении страны. Однако пока не наблюдается практически ничего, что свидетельствовало бы об усилиях в этом направлении.

Вместо этого внимание уделяется прежде всего разоружению милицейских отрядов, численность которых, как считается, достигает 60 тысяч человек. В интервью от 11 июля New York Times Карзай назвал именно эти вооруженные группы, а не мятежников «Талибана» самой серьезной опасностью, грозящей Афганистану.

В развитие этого тезиса президент подписал 11 июля радикальный указ о судебном преследовании любого милицейского отряда, не разоружившегося в соответствии с программой разоружения, демобилизации и реинтеграции. Еще через десять дней с целью ослабления последствий указа администрация Карзая назначила известного полевого командира генерала Устада Атта Мохаммада губернатором провинции Балх на севере Афганистана, а еще двух полевых командиров, боровшихся с милицией талибов, - на должности начальников полиции в южных провинциях Нангархар и Кандагар. Все трое были уволены при этом со своих постов в командовании афганской армии.

В то время как Карзай обвиняет в беспорядках частные милицейские отряды, члены Северного Альянса, в числе которых находятся некоторые из наиболее сильных и располагающих собственной милицией полевых командиров, указывают на Пакистан, который, с их точки зрения, способствовал эскалации охвативших юг страны вооруженных столкновений с участием пуштунов.

После падения талибов в декабре 2001 г. боевики «Талибана», включая тех, кто был связан с «Аль-Каидой», ушли в отдаленные горные районы вблизи границы и в конце концов оказались на территории компактного проживания племен в Пакистане.

По крайней мере в первое время населенные пуштунами племенные районы Северного и Южного Вазиристана и пуштунская зона Северного Белуджистана казались благоприятным местом для ссылки. Многие в Пакистане считали лидеров «Талибана» и высших чинов «Аль-Каиды» героями войны, которую моджахеды с пакистанской помощью вели против Советского Союза в период оккупации Афганистана 1979-1988 гг.

В итоге даже после прекращения поддержки Исламабадом «Талибана» президент Пакистана генерал Первез Мушарраф вынужден был занять позицию, учитывавшую интересы обеих сторон. Он сотрудничал с Соединенными Штатами в войне с террором только в той степени, в какой это не вредило ему в глазах пакистанских избирателей, многие из которых были возмущены вторжением США в Афганистан и преследованием связанных с террористическими организациями исламских боевиков.

Представители Северного Альянса считают, что амбивалентность [ позиции Мушаррафа ] позволяет боевикам «Талибана» пересекать границу и проникать в Афганистан.

Для такого рода подозрений, разумеется, имеются все основания. Между афганскими пуштунами и жителями Вазиристана существуют прямые этнические связи. Эти связи подкрепляются деньгами, которые приносят опиумные маршруты из южного Афганистана в Пакистан. Ячейки «Талибана» и «Аль-Каиды» в Кветте и Северном Белуджистане, как сообщается, начали снабжать молодых боевиков мотоциклами для более быстрого передвижения в афганские провинции Забуль и Кандагар.

Однако обвинения, выдвигаемые Северным Альянсом, уже начали терять силу. Под давлением Соединенных Штатов Пакистан недавно развернул борьбу против «Талибана» и «Аль-Каиды» в районах компактного проживания племен, прежде всего в Южном Вазиристане. Две попытки покушения на Мушаррафа в 2002 и 2003 гг. дали еще более веский повод для преследований.

В марте и июне пакистанская армия провела две широкомасштабных операции в районах компактного проживания племен. В результате одной из них 17 июня был убит связанный с талибами племенной лидер Нек Мохаммед. Вслед за этим были введены экономические санкции; сообщается также о проведении дополнительных военных операций в районах проживания племен в Курраме и Северном Вазиристане. Кроме того, были закрыты лагеря афганских беженцев неподалеку от Кветты, поскольку появились подозрения, что они превратились в убежище для приверженцев «Талибана» и «Аль-Каиды». В результате этого решения тысячи беженцев перешли границу и вернулись в Афганистан.

Выделяемая Соединенными Штатами многомиллионная помощь означает, что военные операции, скорее всего, будут продолжены. США уже направили 73 млн долларов на укрепление безопасности в районах, примыкающих к границе с Афганистаном, и объявили Пакистан своим «главным союзником за пределами НАТО». Эта характеристика, кроме всего прочего, означает, что в Пакистан будут беспрепятственно поступать новые вооружения, стране будут предоставляться кредиты на экспорт оружия, и она будет участвовать в разработке оборонных программ. 19 июля палата представителей конгресса США подтвердила выделение Пакистану 701 млн долларов из 3-миллиардного пакета помощи, рассчитанного на пять лет. В настоящий момент законопроект о выделении помощи направлен на одобрение сената.

И хотя поддерживаемые Соединенными Штатами операции пакистанской армии имеют целью нанести поражение «Аль-Каиде» и «Талибану» (в том числе Усаме бен Ладену), более широким их следствием может стать прекращение всякой поддержки афганских талибов со стороны Пакистана.

Но даже в этом случае снижение привлекательности районов проживания племен для скрывающихся боевиков «Талибана» решит только часть проблемы. Как это было и в случае с базировавшимися в Пакистане моджахедами во время советской оккупации Афганистана, симпатизирующие «Талибану» боевики из племенных районов будут приходить на помощь своим собратьям-пуштунам в Афганистане, только если их об этом попросят.

На сегодняшний момент надеяться на скорое прекращение таких просьб не приходится. Опрос, проведенный в феврале и марте базирующимся в Кабуле Центром афганских медиа-ресурсов, свидетельствует о том, что такого рода настроения широко распространены. В то время как 62% от общего числа в 804 респондентов по всей стране оценили деятельность Карзая на «хорошо» и «отлично», на населенном преимущественно пуштунами юге эта цифра составляет всего 35%. Подобно этому, в то время как только 13% афганцев по всей стране благожелательно настроены по отношению к «Талибану», эта цифра составляет 25% среди населения на юге и северо-востоке Афганистана.

Продолжается подготовка к намеченным на осень этого года президентским выборам, и администрация Карзая поступила бы правильно, если бы приняла во внимание эти статистические данные.

От редакции . Афзал Хан - политолог, эксперт по Афганистану и Пакистану.

eurasianet.org

Предыдущая статьяЗа сближение с Москвой Ташкент накажут долларом
Следующая статьяИранский суд, контролируемый религиозными консерваторами, заявил...