08 октября 2004 года
Свобода мысли и свобода вероисповедания переживают трудности в некоторых государствах ОБСЕ (Дороти Тафт выступает на конференции ОБСЕ по правам человека в Варшаве)
Свобода мысли и свобода вероисповедания - это основные права, которые "реализуются непоследовательно и часто нарушаются многими государствами региона ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе)", сказала Дороти Тафт, член делегации США на конференции по реализации человеческого измерения в Варшаве, Польша, 6 октября.
Тафт привела примеры проблем и/или прогресса в ряде государств, включая Турцию, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию, Армению, Казахстан, Россию, Беларусь, Болгарию, Францию и Германию.
Ниже приводится подготовленный текст, зачитанный Тафт:
Представительство США при ОБСЕ Варшава, Польша 6 октября 2004 года
ЗАЯВЛЕНИЕ ПО СВОБОДЕ МЫСЛИ, СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И ВЕРОВАНИЙ
Текст зачитан Дороти Тафт, членом делегации США на конференции по реализации человеческого измерения.
Г-н председатель, Соединенные Штаты твердо привержены гарантиям свободы мысли, совести, религии и верований. Нам было отрадно отметить, что встреча министров в Маастрихте в значительной мере опиралась на обязательства ОБСЕ, признав важность содействия предоставлению индивидам и общинам свободы вероисповедания посредством "прозрачных и недискриминационных законов, нормативов, практики и политики". Однако мы отмечаем с чувством обеспокоенности, что это основное право реализуется непоследовательно и часто нарушается многими государствами региона ОБСЕ.
США считают успешной конференцию ОБСЕ в Брюсселе по проблемам расизма, ксенофобии и дискриминации, участники которой обсудили вопросы содействия предоставлению свободы религии или верований посредством недискриминационных законов, нормативов, политики и процедур. В рамках конференции также проводилось и параллельное мероприятие по вопросам развития толерантного отношения к мусульманам. Для того чтобы получить больше информации о деятельности группы экспертов ОБСЕ/БДИПЧ по свободе религии и верований, мы надеемся, что представители правительств и НПО примут участие в мероприятии в рамках группы экспертов по окончании нынешней сессии. Соединенные Штаты будут также приветствовать созыв дополнительного совещания по человеческому измерению, которое состоится в Центральной Азии и обсудит связь между защитой религиозной свободы и борьбой с терроризмом.
Соединенные Штаты одобряют усилия Турции по приведению своей правовой системы в соответствие с обязательствами ОБСЕ. Сейчас, когда реформы позволяют немусульманским религиозным сообществам строить церкви и приобретать собственность, власти активно стремятся не допускать собраний за пределами "официальных" мест под предлогом законов о районировании. Мы призываем правительство Турции недвусмысленно разрешить религиозные собрания в нанимаемых помещениях или частных домах. Турецкая система регулирования деятельности религиозных сообществ остается проблематичной по мере того, как строгий контроль правительства над мусульманским образованием и практикой, его запрет на ношение хиджабов в общественных учреждениям и его отказ достичь соглашения об открытии вновь семинарии "Халки" - нарушают обязательства, взятые Турцией перед ОБСЕ. Мы также призываем Турцию принять новый закон, разрешающий миноритарным фондам требовать возврата недвижимости, экспроприированной государством. Мы надеемся, что правительство продолжит свои добрые начинания и продолжит развивать сферу религиозной свободы в Турции путем решения этих вопросов.
Соединенные Штаты по-прежнему глубоко озабочены продолжающимися нарушениями религиозной свободы правительства Узбекистана. Примерно 5500 человек продолжают находиться в тюрьмах в Узбекистане по обвинению в религиозном экстремизме несмотря на неоднократные призывы международного сообщества и НПО к их освобождению. Даже до взрывов этого года, которые Соединенные Штаты безоговорочно обсуждают, поступают сообщения о том, что соблюдающие религиозные обряды мусульмане подвергаются аресту по сфальсифицированным доказательствам как якобы члены "Хизб ут-Тахрир". Ограничения религиозной свободы также включают запреты на прозелитизм или несанкционированное обучение религии, а также обременительные требования регистрации, которые препятствуют законной деятельности. Соединенные Штаты также озабочены тем, что ни узбеки, ни БДИПЧ не осуществили последующие действия после принятия в июле 2003 года группой экспертов по свободе религии и верований рекомендаций относительно узбекского закона о религии. Учитывая недавние взрывы, мы считаем, что в настоящее время проведение встречи при спонсорстве БДИПЧ для обсуждения реализации рекомендаций необходимо как никогда ранее, ибо у нас есть опасения, что политика узбекского правительства ведет к тому, что оно пытается избежать: к поддержке насильственного экстремизма.
В Туркменистане мы отмечаем облегчение регистрации для религиозных общин, отмену уголовных наказаний в отношении незарегистрированных религиозных общин, недавнюю регистрацию четырех религиозных групп, освобождение некоторых узников совести и существенное сокращение масштабов гонений против религиозных групп. Соединенные Штаты поощряют туркменские власти регистрировать все подающие заявки общины и уважать права всех верующих на исповедование и отправление религиозных обрядов. Моя делегация озабочена недавними рейдами полиции на зарегистрированные религиозные общины. Мы призываем правительство довести новую политику до сведения всех местных сотрудников органов безопасности обеспечить соблюдение этой политики. Наконец, мы подтверждаем призыв Конгресса к безоговорочному освобождению бывшего Великого муфтия Насруллы ибн Ибадуллы, а также Мансура Машарипова и Вепы Тувакова, последователей веры "Свидетелей Иеговы".
Со времени проведения конференции по реализации человеческого измерения 2003 года ситуация в области свободы вероисповедания в Азербайджане ухудшилось. Власти не только захватили мечеть Джума с применением силы, они также навязали верующим и новое руководство и воспрепятствовали попыткам мирной общины отправлять религиозные культы в других мечетях. Мы призываем азербайджанское правительство прекратить преследование глав мечетей и вернуть полный контроль над мечетью общине.
В Грузии мы приветствуем арест предводителей толпы, которая учинила насилие против религиозных меньшинств; мы призываем правительство организовать судебное преследование со всей строгостью закона всех лиц, участвовавших в таких нападениях. Мы настоятельно призываем Тбилиси внести поправки в Гражданский кодекс, чтобы обеспечить право всех религиозных общин на получение статуса юридического лица и построение новых помещений для отправления религиозных обрядов.
В Армении мы приветствуем новый закон об альтернативной воинской службе, позволяющий лицам, которые не могут нести воинскую повинность по религиозным и моральным соображениям, выполнить свой долг служения перед нацией, однако призываем правительство выполнить свое обязательство освободить подобных лиц, которые отбывают сроки наказания. Мы также призываем правительство позволить признать "Свидетелей Иеговы" и зарегистрировать их в качестве религиозно общины.
Казахстан заслужил положительную репутацию в области обеспечения свободы вероисповедания и терпимости. Тем не менее, проект закона и поправки по вопросу о борьбе с экстремистской деятельностью могут использоваться против непопулярных религиозных групп. Нынешний закон Казахстана позволяет вести судебное преследование по уголовным преступлениям, и поэтому мы не видим никакой потребности в этих новых положениях. Соединенные Штаты рекомендуют исключить статью 375 Административного кодекса, которая требует регистрации религиозных общин. Со времени ее принятия мы постоянно получали сообщения о том, что незарегистрированные группы подвергаются наказаниям за законную деятельность посредством санкций гражданского и уголовного характера.
В России международное сообщество было разочаровано принятием судебного решения о запрете "Свидетелей Иеговы" в Москве. Соединенные Штаты озабочены московским запретом, а также косвенным одобрением нетерпимости, которое этот запрет посылает местным властям в других городах России. Представители некоторых других религиозных конфессий продолжают испытывать гонения со стороны местных властей, причем правительство не предпринимает надлежащих действий с целью обеспечить право на свободу вероисповедания, установленное как стандартами ОБСЕ, так и российской конституцией.
Мы также подтверждаем озабоченность в отношении Беларуси по мере того, как срок регистрации по религиозному закону 2002 года, который содержит самые разнообразные проблемы, близится к истечению в ноябре. В качестве члена ОБСЕ правительство Беларуси имеет обязательства перед ОБСЕ обеспечить, чтобы группы могли свободно функционировать без регистрации, хотя белорусский закон еще не содержит признания этого права.
Соединенные Штаты также отмечают тревожные события в Болгарии. Проблематичный закон о религиях 2002 года был использован болгарскими властями в июле 2004 года для оправдания захвата собственности, используемой альтернативным Болгарским православным синодом. К сожалению, правительство отказалось от позиции нейтралитета и противоправно пыталось обеспечить дискриминационное преимущество для Синода Патриарха Максима. Болгарские власти должны незамедлительно возвратить альтернативному Синоду полный контроль над отобранной собственностью, пока суды не урегулируют этот спор.
Серьезные проблемы в области свободы мысли, совести, религии и верований существуют во многих государствах-участниках ОБСЕ, не только в тех, которые расположены к "Востоку от Вены". Соединенные Штаты хотели бы выразить озабоченность по поводу запрета на религиозные атрибуты одежды во французских муниципальных школах. Мы считаем, что данный запрет нарушает обязательства ОБСЕ и является контрпродуктивным, ибо приведет к еще большей маргинализации тех самых людей, которых правительство хотело бы интегрировать. Кроме того, шаги ряда немецких земель по запрещению ношения хиджабов учителями носят дискриминационный характер. Возможность выражать свои религиозные верования словом или делом является одним из основных прав в рамках обязательств ОБСЕ и должно быть защищено.
(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: