CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

tribune-uz.info

Узбекистан: на что надеяться незрячим?

13 января 2005

Узбекистан: на что надеяться незрячим?

TRIBUNE-uz, Анастасия Ярушина

В древней Спарте слабых и некрасивых детей сбрасывали со скалы. Что же происходит у нас, если весь прошедший год тех, кто особенно нуждается в Доброте и Милосердии, чиновники держали на расстоянии от дверей хокимиятов, ворот фабрик и заводов?

Общежитие Общества слепых существует более сорока лет, но никогда оно не находилось в таком плачевном положении, в каком оказалось в годы независимости. На данный момент здесь, в 73 комнатах проживает 122 человека. Капитальный ремонт в очередной и последний раз был сделан в 1989 году, сейчас состояние здания - аварийное, нет никакой материальной базы, а любая попытка найти спонсора заканчивается провалом. Все организации хором жалуются на нехватку денег и миллионные долги.

По разбитому тротуару подхожу к грязно-коричневому, невзрачному строению, каких еще немало сохранилось в Ташкенте. Ободранное крыльцо, возле которого о чем-то тихо беседуют несколько человек. Один из них незрячий комендант общежития Ахмеджан Атаметов. Вместе с ним мы заходим в обшарпанный коридорчик и прямо напротив входной двери крохотный уголок для собраний. Складывается впечатление, что это помещение для охраны. В полутемном коридоре (зачем слепым нормальное освещение?) в ряд деревянные двери, потрескавшиеся от времени и сырости. Если дверь не заперта, значит, хозяева дома.

И вот перед гостем самая хорошая, просторная комната в общежитии, целых 19 квадратных метров! Живут в этой «роскошной хате» пять человек. И должны быть счастливы, потому, как самая малая жилплощадь в этом «особняке» - 11 кв.м., а жильцов примерно столько же. «Кто на кроватях спит, кто на полу, а муж у меня слепой, так порой вечером начинает пробираться к себе, да и наступит на кого-нибудь невзначай», жалуется обладательница 11 кв.м. Александра Ромашкина. Наверняка в иных солдатских землянках периода Второй мировой войны было просторнее.

И девятнадцати, и одиннадцатиметровые комнаты объединяет один общий вид трещин во всю стену, подоткнутых разноцветным тряпьем, чтобы не дуло с улицы и осыпающаяся штукатурка. Ванные, душевые, санузлы и кухни так же не вызывают положительных эмоций. И над всем этим настоящий, невероятно позорный для двадцать первого века запах нищеты.

Когда-то в самом начале существования общежития кто-то решил, что установка газовых плит в подобном учреждении противоречит нормам пожарной безопасности. Слепой может не заметить, не выключенную плиту, что станет причиной возникновения пожара, массового отравления, а то и летального исхода. При этом не учитывается обоняние, которое у слепых развито лучше, чем у зрячих. А если быть объективными, электрические приборы становятся причиной пожара намного чаще, чем газовые.

Кроме того, ведь никого не беспокоят такие проблемы безопасности, как оголены электрические провода в душевой, которой ежедневно пользуется N-ное количество слепых. Спрятать опасную проводку в стену нет возможности, так как и она и потолки, промокли насквозь и потому отваливаются огромными кусками, грозя однажды обрушить приличный пласт кому-нибудь на голову. И все это из-за прогнивших насквозь труб.

Добавляет влаги и крыша, некогда крытая шифером. В 1990 году его поменяли на железо, которое, будучи много лет некрашеным, стало самым бессовестным образом ржаветь, а затем протекать без разрешения соответствующих инстанций. Правда, есть в здании один плюс - отопление работает исправно, замерзнуть жильцам не дают, только вот вентили, регулирующие отопление не работают, поэтому есть опасность, что народу не будет холодно и в самый жаркий летний период.

- Могло бы быть лучше, - говорит комендант Ахмеджан Атаметов. - Просто наше общежитие изначально было предназначено для холостяков. Время шло, ребята успели пережениться, и приводили жен сюда. Не все, конечно, кто-то обзаводился своим углом, но большинство осталось здесь. Потом, как водится, пошли дети, вон их сколько по двору бегает. Кое у кого детки подросли, тоже влюблялись-женились-разводились и, как это иногда бывает, к мамам-папам возвращались, и порой не одни, а с соской и пеленками. И все на 19 кв.м. максимум. Тесно, прежде всего, по этой причине.

Ладно, в старые времена считалось, что у нас секса не было, и учитывать процесс спаривания и размножения никому в голову не приходило (выходит так), но сейчас, в цивилизованном обществе могли бы об этом задуматься. Кстати, здесь неподалеку находится здание бывшего семейного общежития ташкентского политехнического института, нижние этажи которого арендует гостиница «Тара», а верхние, с 6 по 9 пустуют. Так мы уже давно просим районный хокимият, чтобы их отдали нашему обществу. Но администрация здания и работники Чиланзарского хокимията отвечают, что в этом здании этажи именно с шестого по девятый демонтированы».

О том, чтобы получить помещение в другом здании и говорить не приходится, борьба с жадностью чиновников - дело не простое. Сейчас хотя бы свое отремонтировать. В 2001 году была даже смета на ремонт составлена, на целых 22 миллиона сумов. Затем сменили коменданта, поставили даму с отличным зрением, и вопрос с ремонтом погас сам собой. Зачем слепому чистота?

Были бы возможности, жильцы бы и сами справились, но единственный завод при обществе слепых, который давал людям хотя бы какую-то возможность для нормального существования, дышит на ладан, начиная с 1995 года, а в марте 2005 года должен быть окончательно закрыт по причине банкротства. Наряду с отсутствием льгот (кроме 50% за телефон) положение просто катастрофическое. Ведь совершенно ясно, что пенсия по инвалидности составляющая в среднем 25 тысяч сумов ($1= 1058 сумов) вряд ли сумеет покрыть даже элементарные расходы.

О каком капитальном ремонте может идти речь, когда только коммунальные услуги, опять таки в среднем, составляют 8 тысяч сумов. Вот и выходит, что и сами не в состоянии привести в порядок свое жилье и помощи ждать неоткуда. Надежда осталась только на посольство США в Узбекистане, куда общество слепых обратилось за помощью в канун Нового 2005 года. Выходит, что на местные власти люди уже не надеются.

- Разве можно чувствовать себя полноправным человеком и гражданином, если до тебя никому нет дела? - спрашивает обладатель 19 кв.м. Анвар Сагатов. - Неужели мы так много просим у государства? Ведь у нас дети, семьи. Разве не оскорбление для личности, когда ему недоступны даже личные отношения с женой, только потому, что рядом спят сыновья и нет соседней комнаты, куда супруги могли бы удалиться? А по большому счету, мы тоже могли бы принести пользу обществу. Но нам не дают такой возможности. Неужели инвалиды никому не нужны?

Что принесет инвалидам год Здоровья? Клюнет ли петух или возвестит зорю новой лучшей жизни? Остается ждать и надеяться.

13.01.2005 09:35

tribune-uz.info

Предыдущая статьяБытие современных узбекистанцев на примере одного отдельно взятого поселка
Следующая статьяПрезидент Ирана: "То, что пережил Афганистан, является крупной гуманитарной катастрофой"