В Азербайджане возмущены заявлением Туркменбаши
и считают незаконной договоренность правительства Туркменистана и канадской компании Buried Hill Energy о разработке нефтяного месторождения "Кяпаз"
Р.ОРУДЖЕВ, Н.АЛИЕВ, "Эхо"
Прогнозы бывшего министра иностранных дел Туркменистана Бориса Шихмурадова, находящегося сейчас в заключении, сбываются. Непредсказуемый туркменский лидер Сапармурат Ниязов вновь идет на резкое обострение отношений с Азербайджаном, начиная переговоры о разработке нефтяного месторождения "Кяпаз", которое в Туркменистане называют "Сердар".
Более того, по некоторым данным, претензии Туркменбаши распространяются не только на "Кяпаз", но и на другие, уже разрабатываемые Азербайджаном месторождения.
Как уже сообщила вчера наша газета, Туркменистан заявил о готовности приступить к освоению нефтяного месторождения на Каспии, которое с 1997 года было предметом острых территориальных споров с Азербайджаном. Такую информацию поздно вечером 17 января распространило туркменское государственное телевидение.
"Президент Туркменистана одобрил наши переговоры по двум месторождениям. Первое - "Сердар", морское, в туркменском секторе Каспия, и второе - Тахтабазар, в Марыйской области", - сказал в эфире туркменского ТВ глава канадской компании Buried Hill Energy Роджер Хейнс после встречи с президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым. Именно Buried Hill Energy намерена разрабатывать "Кяпаз".
Вчера, отвечая на вопросы "Эхо", заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов заявил, что не хотел бы комментировать ситуацию с переговорами между канадской компанией и руководством Туркменистана по разработке месторождения "Кяпаз". При этом Халафов отметил, что в январе в Ашгабате должна состояться встреча по каспийской проблематике.
В свою очередь глава пресс- центра МИД АР Метин Мирза заявил "Эхо", что пока нет информации о том, будет ли направлена официальная нота протеста правительству Туркменистана по этому поводу.
"Как может кто-то говорить что-то подобное, пока не готова конвенция о статусе Каспийского моря, - выразил возмущение руководитель пресс-службы Госнефтекомпании АР Мамед Мирзоев. - Определенное время назад мы приостановили свою работу на "Кяпазе". Поэтому Туркменбаши не имеет права заявлять, что это его месторождение. Это уже не первое странное высказывание с его стороны. Напомню предысторию - месторождение "Кяпаз" было открыто еще в советское время нашими, азербайджанскими специалистами. Первоначально оно называлось - банка "Промежуточная". Потом его переименовали в месторождение имени 50-летия Октябрьской революции, и после обретения независимости оно получило название "Кяпаз". Дело в том, что все прикаспийские государства ведут переговоры по определению правового статуса моря на уровне замминистров иностранных дел. И пока вопрос делимитации не решен положительно, никаких заявлений, подобных туркменскому, в расчет приниматься не будет. Одно время мы заключили договоренность о разработке "Кяпаза" с российской компанией, но потом, когда туркмены предъявили нам претензии, мы приостановили работы и все ждем завершения процесса делимитации. Самый лучший, по-моему, вариант - провести срединную модифицированную линию прямо по центру "Кяпаза", восточная часть туркменская, западная - наша. А нынешние действия Туркменбаши абсолютно неправомочны. Он ведь и "Азери", и "Чираг" называл своими месторождениями".
Провокацией назвал поступок президента Туркменистана азербайджанский специалист в области морского права Рустам Мамедов. "Чьи вооруженные силы охраняют сейчас "Кяпаз"? Если ничьи, то, естественно, всякое бизнес-проникновение в эту зону породит приток туда вооруженных сил, и это может привести к нежелательным последствиям. Поскольку обе стороны согласились, что "Кяпаз" - территория спорная, то надо, конечно, следовать логике. Вопрос любых спорных территорий нужно решать не политическими средствами, а правовыми, раз уж политики не могут договориться. Несколько лет назад сам Туркменбаши предлагал решить этот спор между Азербайджаном и Туркменистаном через Международный суд и Международный арбитраж. Я думаю, на этот вариант можно пойти. Но ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что "Кяпаз" уже принадлежит Туркменистану. И, в принципе, у Туркменбаши нет аргументов в пользу этого. Нынешний шаг Туркменбаши я расцениваю как недружественную акцию в отношении Азербайджана".
Вопросами урегулирования статуса Каспия, в бытность свою министром иностранных дел Азербайджана, долго занимался политолог Тофик Зульфугаров. Он не очень-то верит в то, что выражение готовности начать разработку месторождения со стороны канадской компании приведет к реализации этого плана. "Будем надеяться, что подобные шаги Туркменистана усилят его готовность занять более конструктивную позицию в вопросе делимитации Каспия и определения национальных секторов государств. Перспективы таких проектов станут стимулом для Ашгабата. Вопрос даже не в том, что это может вызвать протест Азербайджана. Я думаю, что уже сформировался некий "клуб" очень влиятельных нефтяных компаний, которые заинтересованы в разработке месторождений в Каспийском регионе, и я думаю, что в этом клубе есть определенные правила. Не думаю, что какая- то из нефтяных компаний может игнорировать мнение этого "клуба", который уже работает здесь по определенным правилам. Но в любом случае я бы хотел видеть позитив в этой ситуации, и главный позитив заключается в том, что определенная неудача этого проекта, которая изначально видна, приведет к тому, что позиция Туркменистана станет более конструктивной в вопросах делимитации Каспия".
По мнению экономиста-международника Руфата Гасанова, вопрос должен быть решен сегодня в правовом отношении: "До этого ни одна сторона не должна предъявлять претензий на эту территорию".
Депутат Милли меджлиса Захид Орудж расценивает заявления туркменской стороны не просто как проявление недружелюбия. "На мой взгляд, это проявление желания создать конфликтную ситуацию в регионе Каспия, превратить эту территорию в полигон постоянных противостояний. Проблема в том, что уже много лет Туркменистан и Иран предпринимают различные шаги, противодействуя превращению Прикаспия в стабильный регион. В свое время подобным же образом вела себя и Россия, которая полагала себя единовластным хозяином Каспия. Результатом этого стало то, что Москва весьма агрессивно выступила против заключения Азербайджаном международного нефтяного контракта в 1994 году. Договор не был признан Россией, и от лица Бориса Пастухова Азербайджану была направлена протестная нота.
Однако прошло время, позиция Азербайджана была признана верной, и присутствие иностранных компаний на море послужило укреплению правоты этого метода деления Каспия, который был разработан при Гейдаре Алиеве. То есть задуманная им стратегия привела к определенным положительным результатам. Действительно, все ныне подтвержденные нефтяные месторождения Каспия были разведаны специалистами Азербайджана. И тот скандал с "Кяпазом", после которого наша страна была вынуждена остановить работы, показал, что делалось все это, исходя из интересов не только Туркменистана. То есть налицо было участие в этом более влиятельных государств, которые хотят, поддерживая конфликтную ситуацию, проводить в жизнь свои экономические интересы. Я не исключаю, что в этом замешаны и британские компании. Но факт остается фактом - сегодня Туркменистан продолжает демонстрировать весьма агрессивное отношение к Азербайджану. Я бы хотел, чтобы в вопросе своих морских территорий Азербайджан проявлял ту же принципиальность, что и при отстаивании своих земель. К сожалению, и общественность, и политические круги Азербайджана часто забывают, что понятие территориальной целостности страны относится не только к суше, но и к воздушному пространству, к морю и его дну. Мы должны отстаивать и каждый квадратный сантиметр нашей морской территории. Понятно, что одними декларативными заявлениями мы этого не добьемся. Вопрос должен держаться под контролем руководителей государства. Туркменбаши не должен чувствовать себя хозяином на наших морских просторах, он не хозяин Каспия. И по-моему, в этом направлении Азербайджан должен предпринять все возможные шаги. Надо созывать международные конференции по Каспию, приглашать к участию внерегиональные иностранные государства, вопрос должен быть вынесен на международное обсуждение. Ведь Азербайджан в свое время отказался от разработки "Кяпаза", пойдя навстречу Туркменистану. Почему же теперь надо молчать, когда Туркменбаши в открытую заявляет о начале работ на месторождении?!".