Мятеж обиженных. Киргизская оппозиция не выполняет собственные обещания
Интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" 25.02.2005
Сергей ДУНАЕВ, член редколлегии журнала "Тан Шолпан", Алма-ата
В Киргизии я в последние месяцы бывал часто. Езды от Алма-аты до Бишкека - где-то четыре часа. Пролетают они, самой дороге подобно, мимо старых степных кладбищ - степенных, вечных. Движение здесь стремительно, не в пример медлительной зачарованности окрестностей. И (что самое интересное) подобная этим неразгаданным степным монументам, сама Киргизия еще недавно оставалась подлинной terra inсognita для журналистов. Незначительные зарисовки - не в счет. Зато где-то в декабре прозвучало таинственное предостережение - здесь грядет великая и ужасная революция. Тюльпановая, или маковая, или кто там разберет: Отчего такое мнение возникло - нетрудно сказать. 27 февраля в стране проходят парламентские выборы, а выборы всегда повод для аналитической активности. Тем более, что расклад "многолетняя власть - непримиримая оппозиция" прямо подкупает предположить, что цветочное шоу (то, которое отныне по СНГ must go on) продолжится именно здесь.
Вначале это было предположение. Потом - фактически директива. Революция, если верить СМИ, стала не "возможной", она просто обязана состояться! Так незаметно робкий тезис стал политологической аксиомой, стал звучать уверенно и безапелляционно.
Ну что же - посмотреть на "неизбежную революцию" оказалось вполне доступным развлечением. От Алма-аты до Бишкека - где-то четыре часа езды, я уже говорил.
Силы, надежды и желание действовать дала киргизским оппозиционерам киевская "оранжевая революция". До декабря месяца местная оппозиция вела себя самым привычным образом - лениво огрызаясь, смирившись с собственным поражением (что стало правилом, оппозиция проигрывает раз за разом), она даже не сама шла к выборам - правильнее будет сказать, ее несло туда стремительным течением. Но только до поры до времени.
Поражение власти на Украине внушило оппозиционерам совершенно авантюрные представления. "Если там получилось - почему невозможно у нас?" При этом закрывались глаза на очевидные вещи - слабость собственных ресурсов, отсутствие общепризнанных национальных лидеров, несформированность действенной оппозиционной структуры. Причем "несформированность" даже на самом начальном уровне - оппозиция в Киргизии так и не стала единым целым. Отдельные партии и коалиции порицают власть, не забывая при этом болезненно задеть друг друга.
Оккупировав газетные полосы, оппозиционные партии так и не стали (в отличие от постояльцев киевского Майдана Незалежности) ежедневными героями телевизионной хроники. И в этом разгадка.
Даже газетные сообщения об их митинговой активности редко украшены фотографиями, а если и такие и есть - так это фотографии лидеров. Желтой Розы Отунбаевой и розового Курманбека Бакиева (их сторонники избрали себе такие зажигательные цвета). Чего точно нет - так это массовки. На самой известной, канонической картинке оппозиции - три фигуранта. Один с гармошкой, другой с рупором, третий, как и пристало настоящему оппозиционеру, с пустыми руками.
В начале января антиакаевская фронда вышла митинговать в центр города Бишкека. Формальным поводом стал отказ местного ЦИК в регистрации кандидатов, в прошлом занимавших дипломатические долждности. Имена несчастливцев - Роза Отунбаева, Усен Сыдыков и Мамбетжунус Абылов (при том запрет на выдвижение бывших дипломатов был принят когда-то киргизским парламентом "Жогорку кенеш" как-раз благодаря усилиям оппозиционных фракций).
Здесь ожидался Майдан-2. Он, может быть, ожидается и сегодня: Но все, что удалось выставить, оказалось не стоящим картинки в прайм-тайм даже на самом никудышном муниципальном телеканале. Дело даже не в том, что вместо киевских 700 тысяч местные оппозиционеры от силы выставили 700 собственных стояльцев, да и то примерно половину этого количества составили столичные милиционеры. Дело в том, что революционный настрой собравшихся не шел ни в какое сравнение с киевским. Никто и не думал побеждать. Думали ныть. Действие - исключительно ради проформы. А сама акция как уныло началась, так уныло и закончилась.
Приверженцы даже не столько нервничали, сколько банально мерзли. Причем альтернативаная массовка, организованная властями, в раз перекрыла их неловкое численное превосходство над одиноким снеговиком.
Массовых акций организовать не получилось. О вышедших на площадь "киргизских революционерах" можно узнать из московских, вашингтонских и прочих газет. Вот там их присутствие внушительно. Ближе к самой Киргизии это присутствие становится скорее условным. Вот что пишет о выборах у соседа алмаатинское "Новое поколение", прямой аналог московских "Коммерсанта" и "Независимой": "При внешне демократическом антураже политическая борьба в Киргизии фактически носит клановый характер. Большинство из представителей оппозиции - люди из бывшей номенклатурной обоймы, недовольные тем, что их вытеснили с ключевых постов в государстве. В отличие от них деятели казахстанской оппозиции - представители нового поколения политиков, не профессиональные чиновники прежнего образца, а преимущественно деловые люди, которые выдвинулись благодаря новому мышлению. Хотя многие из них уже имеют опыт работы в государственных структурах, но их назначения не были связаны с родственными связями или жузовой (родовой) принадлежностью - всякий раз востребованы были их деловые качества".
В Казахстане, как и на Украине, на последних (2004 г.) выборах власти противостояли реальные оппозиционные силы, способные доказать, что они "другой крови", если пользоваться киплинговским языком. Зато в Киргизии ситуация прямо противоположная.
Президент Аскар Акаев - не "советский" руководитель. На закате СССР он единственный в Средней Азии стал новым президентом, а не просто политиком, переименовавшим пост "первого секретаря ЦК" в должность руководителя образованного государства.
Можно сказать - "то дела давно минувших дней:" Сказать, конечно, можно. Но оппозиция Акаеву представляет собой ничто иное, как унылый паноптикум постсоветских лидеров. Киевское противостояние здесь воплощено буквально, только на месте новых постсоветских революционеров - один единственный Акаев. Зато его оппоненты - давняя советско-партийная номенклатура. Бакиев и Отунбаева - штатные единицы ЦК Компартии Киргизии. Их прошлое изобилует "советскими" должностями. Они примеривают на себя маски украинской оппозиции, поскольку так "эффектнее выйдет". Чуть разберешься - не выходит:
Более того, у каждого из оппозиционных лидеров есть и собственный "послужной список", все они работали в структуре нынешней (акаевской) власти. В силу различных обстоятельств, впрочем, были уволены из этой структуры, и тогда обнаружили в себе таланты оппозиционных вождей. Однако и эти таланты оказались второсортными:
Роза Отунбаева говорит: "взгляните только на стан всех тех, кто однозначно и осознанно выступает в пику нынешней власти: это бывшие спикер, премьер-министр, вице-премьер, секретарь Совбеза, два экс-министра иностранных дел, целая группа министров, губернаторы, депутаты ЖК, послы, руководители крупных производств, известные писатели, поэты, деятели науки и искусства". Она сама не замечает, что перечисляет не диссидентскую, а государственную коррумпированную номенклатуру. Причем никто из нынешних оппозиционных вождей не ушел в оппозицию сам - все они были уволены, как подчеркивает местный рейтинговый лидер "Вечерний Бишкек" - за профессиональное несоответствие занимаемой должности. Мятеж обиженных, не иначе.
Тот же "Вечерний Бишкек" ставит лидерам оппозиции общий диагноз - "альянс предателей и неудачников". Опровергнуть такой расклад нечем. Действительно, все эти "диссиденты" в самом недавнем прошлом были преданными апологетами Аскара Акаева, однако после отставок начали новую игру, стремительно перекрашиваясь в "желтых" и "розовых".
В центре киргизской столицы мерзнет пустынная площадь. Майдан не состоялся. Но не потому, что революция отменяется. Просто местечковые вожди и обиженные чиновники пытались разыграть фронду, а не случилось. Размах не тот. Хотелось, да не смоглось. Революционер из партаппаратчика пятнадцатилетней давности - слишком хилый. Не та эпоха