Вся власть мужчинам?
Жылдыз Бекбаева, Интернет-журнал "Оазис"
Под революционный шумок многие не заметили что женщины, составляющие 52% населения Кыргызстана, в новом однопалатном парламенте не имеют в нем ни одного (!) своего представителя. Таким образом, страной ближайшие пять лет, будет править «законодательный мальчишник». Женщины отстранены от уровня принятия решения, они не могут оказать существенного влияния на будущее страны.
Кандидатуры двух женщин, прошедших в парламент страны под большим вопросом. Депутатский мандат одной из них, Шарипы Садыбакасовой ЦИК КР аннулировал по заявлению оппонента. Садыбакасова второй раз избиралась в парламент страны, она возглавляет Правление банка «Кыргызстан». Мандат второй женщины в парламенте старшей дочери экс-президента Бермет Акаевой также под сомнением. Ее депутатское кресло оспаривает оппонент Болот Марипов. Недавно, Акаева вернулась в Бишкек после бегства в Москву, заявив, что намерена продолжить свою работу в качестве депутата.
Пять лет назад в двухпалатном парламенте женщины составляли 6,7% от общего числа, играя заметную роль в парламенте страны. За это время женщинами-депутатами были разработаны законодательные акты, регулирующие такие вопросы, как защита женщин и детей от семейного насилия, обеспечение гендерного равноправия при найме на работу, провели гендерную экспертизу действующих законодательных актов.
Почему в новый парламент не прошли многие женщины-кандидаты? Женщины чаше ссылаются на традиционные причины и пресловутый менталитет. Ментальность это универсальная причина, которую винят во всем. Но, по словам депутата прошлого состава парламента Токтокан Боромбаевой: «Ментальность тут не при чем, все дело в отсутствии одинакового старта для мужчин и женщин. Женщины практически не имеют мощного финансового источника для предвыборной кампании». Об этом же говорила в своем эмоциональном обращении к избирателям и главный редактор и владелец оппозиционной газеты «Лица» Бермет Букашева, которая тоже претендовала на депутатский мандат. По ее словам, оппоненты-мужчины никак не могли взять в толк, как она могла пойти на выборы, не имея за собой финансовой поддержки. Мужчины-кандидаты в депутаты считают наличие денег главным критерием отбора депутатов.
В парламент страны не прошли многие видные женщины-политики. Почти все они - мощный противовес со стороны мужчин-кандидатов. Так, в округе, где баллотировалась Боромбаева, кроме нее, было 11 кандидатов-мужчин. Видный общественный деятель на юге страны Ачахон Тургунбаева по заявлению своего оппонента кандидата в депутаты Алишера Сабирова за полторы недели до окончания предвыборной кампании, была снята с выборов. Протесты многочисленных ее сторонников ничего не принесли. В некоторых округах женщины недальновидно поставили свои кандидатуры друг против друга, как это было в Бишкеке, где в одном округе баллотировались две видные женщины-политики Букашева и Алевтина Проненко.
Единственный сектор, где женщины главенствуют это неправительственный сектор. Даже в так называемый пост-революционный период женщины не получили того, чего добивались и за что боролись, хотя, самыми активными участниками пикетов и митингов были именно женщины. Так, в южной столице Кыргызстана, в Оше в начале апреля состоялся круглый стол женских неправительственных организаций (НПО), которые заявили о своем несогласии с рядом изменений в обществе. В частности, их резкое противодействие вызвала новая политика Национальной телерадиокомпании (НТРК), которая, по их мнению, насаждает ортодоксальные, патриархальные взгляды, унижая женщин.
Одним из выходов из сложившейся ситуации лидер партии «Эл-Мурас\Народное наследие» Боромбаева видит в выборах по партийным спискам. Пока же ситуация по партиям такова. В блоке «Манас» женщины занимают 30,8%; в партии ветеранов-афганцев и «Демократическом движении Кыргызстана» 22,2%; в партии «Моя страна» 20%; в партии коммунистов 18,8%. В партии «Ата-Мекен\Родина», которую возглавляет нынешний спикер парламента Омурбек Текебаев, вообще нет женщин. Среди лидеров всех партий есть только три кандидатуры. Это Роза Отунбаева лидер партии «Ата-Журт\Отечество»; Боромбаева, лидер партии «Эл-Мурасы\Народное наследие»; Клара Ажибекова, лидер радикальных коммунистов. Все эти три партии отрицают, что их политическое движение имеет четко выраженный гендерный признак. Единственная партия созданная по половому признаку и под неофициальным патронажем прошлого правительства Кыргызской Республики «Демократическая партия женщин», еще на выборах в 2000 году с треском провалилась, оставив о себе только воспоминания.