CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

«Государство - это я». Людовик XIV

26 августа 2005

«Государство - это я». Людовик XIV

«Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель

Деловая Неделя, Казахстан

Прямой эфир с народом, проведенный президентом Назарбаевым в среду, не только не прояснил, но, наоборот, запутал ситуацию с датой президентских выборов. Вместо окончательного прояснения этого, без сомнения, главного вопроса на повестке дня политической и социальной жизни страны, он коротко напомнил о своем праве вето на решение Конституционного совета и парламента и очень долго говорил о том, какие книги и какое пиво он предпочитает.

В начале прямого эфира показалось, что президенту предстоит отвечать на серьезные вопросы, связанные с проблемами нашей страны. Он успокоил алматинцев, сказав, что «перевести все (международные) авиарейсы в Астану невозможно, хотя это желание национального перевозчика - нормальное». Однако затем пошли вопросы и благодарности, представляющие деятельность властей Казахстана в как нельзя более выгодном свете. Потом ведущие почему-то стали пропускать совсем несерьезные вопросы вроде того, какими видами спорта занимается Назарбаев, на какой диете сидит, и какое пиво, фильмы и книги предпочитает. Абсолютно непонятен такой выбор наших коллег, служивших прямым передаточным звеном между вопрошающим населением и отвечающим президентом, когда даже в самой студии прямого эфира приводили статистику, утверждающую, что 68% вопросов связаны с социальными проблемами населения, 15% - с проблемами жилья и 11% - правосудия и исполнения законов.

По его словам, к 2008 году «экономика Казахстана увеличится в два раза» а к 2015-му - в три.

Постарался президент успокоить фермеров, осторожно опасающихся прекращения дотаций после вступления в ВТО. По его словам, в переговорах по поводу вступления в эту организацию (а это может произойти уже в следующем году), правительство защищает свое право помогать сельскому хозяйству еще 5-10 лет. Он также поучительно говорил о том, что казахстанское сельское хозяйство должно найти «свою изюминку» - на экспорт, приведя в качестве примера алматинский апорт, голландские тюльпаны и французские вина.

Вопрос об отношении президента к оппозиции был задан так, что ответ на него был ясен и самому спрашивающему. Как справедливо сказал Борис Крутиер, «смотреть правде в лицо безопаснее, чем говорить ее в глаза». Президент признал, что критика - это нормальное явление, однако обвинил «бывших высокопоставленных чиновников», ныне пребывающих в оппозиции, в том, что таким образом они скрывают собственные недостатки. «Нормальная оппозиция еще будет», - сказал он, видимо, намекая на то, что у нас сейчас она ненормальная. Он привел слова Людовика XIV, который, назначая кого либо министром, порождал «сотни недовольных и одного неблагодарного», а также почему-то вспомнил Иисуса Христа и 12 апостолов. Севших ближе всего к нему апостолов остальные десять, в том числе и Иуда, немедленно начали ругать. «С тех пор Христы (так и сказал) рождаются редко, а Иуды размножаются, как комары», - заметил президент.

Однако самым главным в его речи были слова о президентских выборах, про которые прямо его никто не спросил. В начале он туманно заявил, что «я знаю решение Конституционного совета, но у меня есть право вето, но это так, к слову». Затем, отвечая на вопрос о возможности довыборов в мажилис, отметил: «Я всегда считал, что выборы должны состояться в 2006 году». Кроме того, он вновь вспомнил о своем праве вето на решение КС и сказал, что сейчас «думает над этим». Отвечая на вопрос о своих намеренях относительно участия в выборах, он фактически подтвердил упреки оппозиции, связывавшей его рабочие поездки по регионам с выборами, сказав, что «для того, чтобы принять это решение (баллотироваться или нет)», он и объехал Казахстан. «Я знаю, сколько я у -власти, и я знаю, сколько мне лет», - также сказал он, обращаясь, видимо, к тем, кто призывал его уйти в отставку после более чем 15-летнего правления. «По Конституции я имею право баллотироваться (на пост президента), и я буду это делать и надеюсь на поддержку народа Казахстана», - добавил Назарбаев.

Кроме этого президент сказал, что удовлетворен деятельностью правительства, которое в отставку отправлять не намерен. Не боится Назарбаев и «цветных» революций, которые, по его словам, вызывают нищету, которая их и породила, а поскольку в Казахстане ее нет, то и бояться нечего. «Я внимательно слежу за ними (странами, где произошли «цветные» революции), но улучшений там не наблюдаю, и это не злорадство», - отметил он. Наибольшие эмоции у президента вызвали вопросы из Алматы, жителям которого он посоветовал «поменьше слушать» пропаганду оппозиции и «поменьше читать газеты, которые пишут не то что нужно». «Только слепой не видит, как изменился Казахстан. Только глухой не слышит, что о нас говорят в мире», - сказал он, дав волю эмоциям.

Заявление президента о том, что дата выборов 4 декабря - это не решенный вопрос, вновь вернула казахстанское общество в подвешенное состояние, из которого оно только начало выходить в прошлую пятницу. Такое ощущение, что лелеемая президентом стабильность зиждется на этой загадочности и неопределенности. Это напоминает политику восточных государей, окружавших себя ореолом тайны и высшей, непонятной простым смертным, мудрости. Однако, по легенде, такие правители все равно стремились знать, что о них думает народ, для чего переодетыми ходили на базар. Что же касается прямого эфира в среду, то он абсолютно никак не отразил народные чаяния, ведь даже самый жесткий вопрос из всех заданных тем вечером касался не недостроенных новостроек, не ожидаемой инфляции и даже не выборов, а желания Казахстана председательствовать в ОБСЕ.

Президент Казахстана с удовольствием отметил, что даже такой апологет капитализма и либерализма, как Маргарет Тэтчер признавала, что его нельзя механически переносить в восточные общества. Значит ли это, что и демократия по-казахстански всегда будет отличаться от общепринятых норм?

dn.kz

Предыдущая статьяСтрасти по захвату кыргызской власти продолжаются
Следующая статьяКазахстан намерен и дальше дружить с Америкой. В своих собственных интересах и на благо своих соседей по Центральной Азии