Казахстан намерен и дальше дружить с Америкой. В своих собственных интересах и на благо своих соседей по Центральной Азии
Юрий СИГОВ, Вашингтон, Деловая Неделя, Казахстан
Нынешний приезд министра иностранных дел Казахстана К. Токаева в столицу США Вашингтон вряд ли можно назвать ознакомительным или «просвещающим» для местного политического истеблишмента. О Казахстане (по крайней мере на самом верху - в администрации Дж. Буша) вполне прилично осведомлены, самого министра здесь подчеркнуто уважают, а когда речь идет о встречах с первыми лицами американского государства, то ведущие члены правительства Соединенных Штатов с подобным рандеву «всегда готовы».
При этом, правда, официальные представители госдепа США и на этот раз напомнили гостю из Астаны о том, что при проведении выборов (в том числе президентских) они надеются на соблюдение руководством Казахстана международных стандартов в области прав человека и демократии.
Вместе с тем в отличие от визита прошлого года на этот раз К. Токаев, закончивший в 1975 году МГИМО в Москве и поработавший в советских посольствах в Пекине и Сингапуре, не только провел в Вашингтоне важные политические консультации с ключевыми игроками команды Белого дома (в том числе - с госсекретарем США Райс и министром обороны Соединенных Штатов Рамсфелдом), но и фактически предварял своим визитом мощный экономический и деловой десант из Казахстана, который в начале сентября высадится в городе Сан-Диего, штат Калифорния.
Помимо официальных встреч в Вашингтоне Касымжомарт Токаев выступил перед членами Деловой ассоциации США - Казахстан и изложил свое видение на ключевые моменты международной политики и внутреннее положение в Казахстане. Интересно отметить тот факт, что на ужин, который давали в честь приезда министра иностранных дел Казахстана руководители Деловой ассоциации США - Казахстан, были приглашены достаточно влиятельные представители американского бизнеса: и те, кто в Казахстане уже работает, и новички, которые в эту республику только собираются.
Среди них были руководители таких американских компаний, как АЕС, Shevron, Conoco-Phillips, Exxon, Lokhid-Martin, Fluor, и FedEx. Много в зале было и представителей оборонного комплекса США, причем американские компании, которые очень неплохо зарабатывают на пентагоновских заказах в том же Ираке и Афганистане, сейчас хотели бы более активно прийти со своими разработками и передовыми технологиями в Казахстан.
Присутствовали в зале и послы ряда Центральноазиатских государств, которым тоже было любопытно пообщаться с казахским министром. Особенно тепло господина Токаева приветствовал посол Узбекистана в США Абдулазиз Камилов, который знает своего казахстанского коллегу еще по совместной деятельности на посту министра иностранных дел Узбекистана.
На ужин также прибыли посол Азербайджана в Соединенных Штатах Хафиз Пашаев и посол Туркменистана Мерет Оразов. А вот российский посол в США, которому было также послано приглашение, на ужин не прибыл (как сказали мне американцы, наверное, потому что в тот самый момент, когда министр Токаев обсуждал к Кондолизой Райс вопросы двусторонних отношений в Белом доме, на другом краю света - в Москве - проходила встреча министров иностранных дел стран СНГ).
Ответы господина Токаева на вопросы присутствовавших на встрече в Вашингтоне будут интересны читателям «ДН», тем более что отвечал на них министр бойко по-английски, общался с представительной аудиторией очень уверенно и вообще сказал американцам, что в столице США чуствует себя почти как дома.
Вопросы «ДН»: Казахстан географически окружен двумя гигантами - Россией и Китаем. Наверное, поэтому российские газеты частенько пишут о том, что Казахстан якобы проводит пророссийскую политику, а китайская пресса уверена в том, что курс Астаны - именно на политическое и экономическое сближение с Пекином. Вместе с тем руководство республики неоднократно высказывалось за приверженность западным ценностям, а также за тесное сотрудничество с Соединенными Штатами. Каким вы видите будущее внешнеполитического курса Казахстана на обозримую перспективу - приоритетное развитие связей с Россией, Китаем или все же с Соединенными Штатами?
- Так сложилось, что Казахстан не выбирал своих соседей, а они ему достались волей судьбы. Безусловно, для нас очень важны отношения с Россией, и мы их намереваемся развивать и в дальнейшем. Очень тесные связи у нас складываются и с Китайской Народной Республикой - и в плане политического диалога, и в экономических вопросах. И, конечно же, мы придаем большое значение нашим отношениям с Соединенными Штатами, стратегическому взаимодействию с США в борьбе с международным терроризмом, вопросах безопасности и нераспространения ядерных технологий.
Вместе с тем хочу подчеркнуть, что мы не планируем в дальнейшем строить нашу политику ни исключительно только на «российском направлении», ни на китайском, ни на американском. Мы будет продолжать осуществлять свою национальную политику, идти казахстанским курсом, сохраняя при этом то лучшее, что было накоплено за годы нашей независимости.
У Казахстана, я считаю, есть все возможности для того, чтобы успешно развиваться как независимое государство с многовекторной политикой и дипломатией, с активным участием в международных делах, и в то же время - отстаивая на внешней арене интересы наших граждан и их благополучие. В силу нашего стратегического положения в регионе и общего исторического прошлого, мы будем придавать большое значение и тесному сотрудничеству с нашими ближайшими соседями по Центральной Азии.
Одновременно с этим, мы будем настойчиво укреплять наше сотрудничество в рамках Организации по сотрудничеству в Центральной Азии и Шанхайской организации. Помимо этого мы поддерживаем диалог между государствами Центральной Азии и Японией, а также высоко оцениваем рамочное соглашение, которое было подписано между правительством Соединенных Штатов и правительствами Центральноазиатских государств по региональному сотрудничеству - так называемое соглашение TIFA (Trade and Investment Framework Agreement).
- В сентябре вы вновь приедете в США, где выступите на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Готовит ли Казахстан к этому времени какие-то новые внешнеполитические инициативы, и каким вам видится ближайшее будущее ООН?
- Казахстан считает ООН важнейшим международным механизмом, без которого сегодня практически невозможно решить ни одну серьезную мировую проблему. Мы намерены и в дальнейшем активно сотрудничать с ООН и добиваться, чтобы действия этой и других международных организаций были своевременными, эффективными и пользовались максимальной поддержкой мирового сообщества. Вместе с тем мы считаем, что многие положения ООН, которые принимались еще в 1945 году, явно устарели и нуждаются в координальной корректировке и изменениях.
Согласитесь, что нелепо сегодня говорить о Германии и Японии как о странах-агрессорах (которыми они действительно были в годы Второй мировой войны), в то время как сейчас эти два государства играют ключевую роль в функционировании практически всех органов ключевых международных организаций. Надо обсуждать и новую роль Совета Безопасности, а также современные положения о Генеральной Ассамблее ООН. Ведь с момента создания этой организации в мире произошли кардинальные перемены, и механизм принятия решений по важнейшим мировым вопросам должен, на мой взгляд, быть пересмотрен с учетом нынешнего положения дел.
- Какова позиция правительства Казахстана относительно разрешения конфликта вокруг Ирака? Намеревается ли руководство Казахстана продолжать оказывать поддержку войскам международной коалиции на территории этой страны?
- Что касается положения в Ираке, то, на наш взгляд, сейчас не время продолжать дискуссию о том, была ли эта военная операция в Ираке оправдана с правовой точки зрения, кто и почему ее начал. Мне кажется, что надо как можно скорее прийти к общему консенсусу в том, чтобы как можно быстрее нормализовать ситуацию в этой стране, сделать все возможное, чтобы там воцарился мир, и территория этой страны не могла быть использована силами международного терроризма.
Хочу напомнить, что Казахстан в свое время самостоятельно присоединился к антитеррористической коалиции, без каких-либо предварительных условий, открыл свое воздушное пространство для военных самолетов США, которые участвуют в операции на территории Афганистана. Мы предоставляем один из наших аэропортов для экстренных посадок самолетов коалиции и заправки таких самолетов.
Помимо этого Казахстан стал единственной страной в регионе Центральной Азии и одной из немногих мусульманских стран, которая послала свой воинский контингент в Ирак. Сегодня казахстанские солдаты и офицеры продолжают выполнять свою миссию в этой стране, и по оценкам американского военного командования, они оказывают большую помощь войскам коалиции в выполнении поставленных перед ними разнообразных задач.
- Как вы относитесь к требованиям, которые прозвучали в ходе недавней встречи Шанхайской организации сотрудничества в Астане о том, чтобы американские войска покинули территорию Центральной Азии уже в самое ближайшее время? Тем более что в американских газетах писалось и о том, что будто Россия и Китай просто надавили на руководство государств региона с просьбой поддержать такую идею?
- Давайте внимательно посмотрим на документ, который принимался Шанхайской организацией в Астане. Я говорю об этом с такой увереннностью, потому что я сам принимал участие в выверении практически каждого предложения в этой декларации, и мы общими усилиями старались ее сделать максимально дипломатичной и корректной. Так вот, в этом документе нет никаких требований к тому, чтобы американские войска ушли из региона, как и нет там слов о выводе военных иностранных баз. Мы считаем, что все подобные вопросы будут обсуждаться правительствами стран Центральной Азии и руководством США, а также другими членами антитеррористической коалиции. А Шанхайская организация наряду с силами антитеррористической коалиции будет помогать решать нашим государствам вопросы сохранения безопасности и порядка в регионе.
- Как известно, в декабре нынешнего года в Казахстане состоятся президентские выборы. Как к этому подготовилась ваша страна, и будет ли обеспечен доступ на эти выборы международных наблюдателей?
- Мы готовы к проведению прозрачных и справедливых президенстких выборов и готовы на них принять международных наблюдателей из любой страны, в том числе - и из США. Я думаю, что выборы 4 декабря пройдут в Казахстане спокойно, цивилизованно, с соблюдением всех международных правовых и других норм. В Казахстане построено достаточно стабильное демократическое общество, и мы считаем, что проведение этих выборов станет еще одним доказательством стабильности, предсказуемости и надежности Казахстана как солидного международного партнера.
- В 2009 году Казахстан может стать председателем такой влиятельной международной структуры, как ОБСЕ. Какие шаги предпринимает правительство Казахстана с тем, чтобы усилить международную роль страны в решении европейских и азиатских проблем?
- Я думаю, что Казахстан действительно заслужил своими действиями на мировой арене определенное международное признание и уважение. По оценкам ведущих зарубежных экспертов, Казахстан является наиболее продвинутой страной в регионе не только в плане осуществления демократических реформ, но и ведущим государством в этом плане в рамках всего СНГ. Всего десять лет назад наш внутренний валовый продукт был 700 долларов, в прошлом году - уже 2700 долларов, а по окончании этого года он превысит 3 тысячи долларов США.
Добавлю, что Казахстан - это крупнейшая страна в Центральной Азии по территории и по мощи экономического потенциала, и я считаю, что у нас есть все возможности стать председателем такой уважаемой организации, как ОБСЕ через четыре года.
Я напомню, что мы были приглашены в эту организацию в 1992 году, и руководство Казахстана считает для себя приверженность европейским ценностям - одной из главных задач. Да, Казахстан - это евразийская страна, в плане экономики мы многое переняли из западного опыта, а в последнее время стали использовать опыт и с Востока. Однако наши фундаментальные ценности все-таки европейские, и поэтому для нас столь важно сотрудничество с европейскими структурами.