Власть закручивает гайки. Появятся ли в Кыргызстане политические заключенные?
Данияр КАРИМОВ, Вечерний Бишкек
Количество экстремистов в Кыргызстане стремительно увеличивается. Совет безопасности включил в их число... активистов движения "Мекеним Кыргызстан", разогнанных на центральной площади столицы 17 июня. А заодно рекомендовал освободить от занимаемой должности троих высокопоставленных силовиков.
Экстрим по-кыргызски
Громким июньским событиям было посвящено заседание Совета безопасности республики. Вернуться к ЧП двухмесячной давности власти решили неспроста. Официальным поводом для сбора Совбеза послужили итоги работы госкомиссии, организованной для выяснения причин массовых беспорядков. А вот неофициальным...
"Есть политики, которые думают... хотят, чтобы нечто подобное повторилось", - признался чуть позже заместитель секретаря Совета безопасности Вячеслав Хан. Впрочем, кого конкретно команда Бакиева подозревает в очередной попытке штурма Дома правительства, умолчал. Видимо, военная тайна.
"Любая революция имеет издержки". Такими словами начал заседание Курманбек Бакиев. Он отметил, что в Кыргызстане сложилась плохая традиция - использовать толпу в узких целях. По его версии, захват цитадели власти сторонниками Урматбека Барыктабасова носил спланированный характер и был лишь начальным этапом плана по подрыву стабильности и согласия в обществе.
Секретарь Совбеза Мирослав Ниязов оказался с Бакиевым согласен. Он заявил о своей убежденности в том, что предпосылок к штурму не было. Генерал назвал июньские события "отчаянной попыткой экстремистов дестабилизировать обстановку". "Речь идет о попытке государственного переворота путем организации массовых беспорядков, - сказал он. - Убежден, что авторы контрреволюции должны быть непременно наказаны за опасное развитие событий. Всепрощенчество, как и попустительство, здесь не уместны".
Виноват... либерализм
Самое любопытное, что из списка подозреваемых в контрреволюции исчез экс-президент Аскар Акаев. Еще не так давно, напомним, власти обвиняли его в причастности к беспорядкам 17 июня. Теперь в качестве одного из их организаторов власть называет Урматбека Барыктабасова. Имена остальных, а таковые, по данным Совбеза, имеются, не разглашаются.
Совбез признает, что барыктабасовцы попытались использовать опыт "тюльпановых" революционеров. Однако, как считает новый президент, июньские события не имеют ничего общего с демократией. Они, по его словам, были направлены на срыв выборов главы государства. Генерал Ниязов в свою очередь озвучил причины беспорядков в версии госкомиссии. "Каких-либо действенных мер по защите революционных завоеваний принято не было, - признался он. - Власть долго проявляла неоправданный либерализм. Она была просто не готова к решительным действиям".
Теперь власть намерена противостоять подобным попыткам жестко. "Если оппозиция лишена политической культуры и исповедует насильственный захват власти, то это уже не политическая оппозиция, а экстремистская организация, деятельность которой должна быть пресечена в установленном законом порядке, - отрезал секретарь Совбеза. - Оправдать беспорядки тем фактом, что некий Барыктабасов не был зарегистрирован в качестве кандидата в президенты, выглядит, по меньшей мере, неубедительно".
За несколько дней до заседания Совбеза, кстати, президент подписал Закон "О противодействии экстремистской деятельности". По некоторым данным, он напрямую касается и так называемой "неконструктивной оппозиции". Власти, тем не менее, уверяют, что в результате введения жестких правовых ограничений в Кыргызстане политических заключенных не появится. Бесспорно. Сидеть-то будут исключительно экстремисты.
Передел с криминалитетом
С кем из новой оппозиции теперь будет бороться новая власть, неизвестно. Тем более что начала она с себя. Совет безопасности рекомендовал президенту уволить командующего Нацгвардией Абдыгула Чотбаева, зампредседателя СНБ Токона Мамытова и заместителя главы погранвойск Аалыбая Кайыпова.
Чотбаев "провинился" в том, что его солдаты не пресекли штурм Дома правительства. Мамытов прогневал Совбез тем, что прозевал организацию попытки "переворота". А вот о Кайыпове, как о кандидате в отставники, речи до заседания не было. Но на нем выяснилось, что и к пограничнику поступала информация о возможных беспорядках. Однако до руководства он ее на свою беду не довел.
Еще одна удивительная новость. Власть решила-таки обратить внимание не только на собственную безопасность. В частности, потому, что, несмотря на ожидания прожженных оптимистов, ситуация в Кыргызстане все еще остается непростой. В республике, по признанию Ниязова, сохраняются очаги напряженности.
Генерал перечислил факты захватов предприятий, рынков и угольного месторождения Кара-Кече. По данным Совбеза, в переделе собственности принимают активное участие организованные преступные группировки. Но как новая власть будет решать эту проблему и собирается ли вообще, пока осталось секретом. Может, и криминалитет в экстремисты записать?
Гражданское мнение
Кстати, с заключением работы комиссии оказались согласны не все ее участники. Лидер Коалиции НПО заявил, что имеет отдельное мнение. С ним он перед Советом и выступил. Эдиль Байсалов, в частности, сомневается, что захват Дома правительства 17 июня был тщательно спланированной акцией. "По всей видимости, Барыктабасов просто переоценил свои личные возможности и популярность "Мекеним Кыргызстан" в народе, - утверждает он. - И недооценил уровень поддержки временного правительства со стороны правоохранительных органов и других ветвей власти. Это была авантюра, попытка взять власть "с наскока".
Не было, как убежден Байсалов, и договоренности между Барыктабасовым и сторонниками прежней власти, о которой трубили все, кому не лень. "Нет явных фактов и свидетельств о наличии мало-мальски серьезного заговора, - говорит он. - Многие видные общественно-политические деятели неоднократно предупреждали нынешнее руководство республики, что отсутствие воли и решимости в борьбе со многими проявлениями неправового антиобщественного характера, беспорядков и самочинства (захваты земель, инцидент вокруг Верховного суда, события в Оше, Кара-Кече и пр.), мягкотелость и уступчивость не могли не послужить причиной такого рода событий, какие случились 17 июня".
Член комиссии считает, что "некоторые рекомендации Госкомиссии будут восприняты в обществе, а также руководством правоохранительных органов, местных государственных администраций, ведомств как прямое продолжение практики прежних лет по подавлению легитимных оппозиционных, независимых общественно-политических сил". Но, судя по тому, как спешно Байсалов покинул зал после окончания заседания Совбеза (прессу попросили удалиться через полчаса после его начала), мнение его выслушали. Но не более...