CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Америке нужна казахстанская нефть

24 сентября 2005

Юрий СИГОВ, Вашингтон, Деловая неделя, Казахстан

Америке нужна казахстанская нефть

Соединенные Штаты в условиях резкого роста цен на нефть на мировых рынках самым серьезным образом рассматривают возможность увеличения поставок черного золота из стран, с которыми у Вашингтона на данном этапе складываются «партнерские и дружеские» отношения. Среди таких «новых нефтеналивных друзей» Америки особое место отводится Казахстану.

Президент США Дж. Буш лично поручил госдепартаменту активизировать экономические отношения с этой центрально-азиатской республикой, а министерству энергетики - уделять пристальное внимание развитию сотрудничества с Казахстаном в сфере добычи и переработки нефти.

Во многом именно подобное позитивное отношение к Казахстану в американских верхах и дало возможность Астане достаточно успешно провести в Калифорнии мощную бизнес-конференцию под названием «Казахстан: промышленная и инновационная стратегия - новые деловые возможности». И если казахская сторона ставит на ближайшую перспективу перед собой задачу перехода от нефтеориентированной экономики к развитию высоких технологий (так обозначил на конференции внешнеэкономические приоритеты Казахстана министр промышленности и торговли республики Сауат Мынбаев), то у американцев насчет Казахстана имеются свои «энергетические» помыслы.

Правда, своим присутствием конференцию в Сан-Диего с американской стороны почтили лишь заместители министров энергетики, госдепартамента, торговли (первым лицам в Белом доме сейчас не до Казахстана и других заморских стран- все они вместе с президентом Соединенных Штатов пытаются выкарабкаться из политической трясины последствий разрушительного урагана Катрина).

Но уже и то внимание, которое уделило центральное руководство США в Вашингтоне этому мероприятию (не говоря уже о большом интересе среди деловых кругов к сотрудничеству с Центральной Азией со стороны бизнесменов Калифорнии), говорит о серьезности намерений на «казахском направлении» администрации Дж. Буша.

Кстати, ни одна республика СНГ (в том числе Россия, не говоря уже о других республиках Центральной Азии) не проявляют такой деловой активности в деле проталкивания своих бизнес-интересов на американском рынке, как это делает Казахстан. И если еще год назад в Белом доме с определенной настороженностью относились к возможности широкомасшатбного сотрудничества с Астаной, то теперь к Казахстану, что на уровне частных компаний в США, что американского правительства, отношение - самое благоприятное.

По данным, опубликованным в пресс-релизе Центрального разведывательного управления США, Казахстан привлек в свою экономику более $30 млрд. зарубежных инвестиций начиная с 1993 года, что среди республик бывшего СССР уступает лишь показателям России (при абсолютно несопоставимом количестве населения). Из этой суммы 40 % Казахстан инвестировал в добывающие отрасли, и продолжает приоритетно развивать именно энергетический сектор своей экономики.

Что же касается самих Соединенных Штатов, то только в течение первого квартала 2005 года они инвестировали в экономику Казахстана $608 млн. Ориентировочно до конца нынешнего года эта цифра может превысить $3 млрд., причем США решили помогать Казахстану достичь весьма впечатляющей цели в плане привлечения внешних инвестиций: как минимум наполовину диверсифицировать национальную экономику Казахстана (избавив ее от существенной нефтяной зависимости), и обеспечить именно за счет внешних капиталов рост ВВП на 10 % ежегодно.

Несмотря на важную энергетическую составляющую сотрудничества США и Казахстана, американское правительство поощряет и свои неэнергетические компании, которые пытаются закрепиться на казахстанском рынке. Так, США стремятся активно участвовать в создании на территории Казахстана технопарков, таких как «Алатау», работающий на правах свободной экономической зоны. Эта зона была создана совместными усилиями компаний Казахстана и США, причем к проекту привлечены такие крупные американские компании, как Hewlett Packard, Microsoft, Tals (Тейлс), IBM, корейская Samsung, фирма San Microsystems и другие.

По словам одного из главных организаторов казахской бизнес-конференции в Сан Диего, конгрессмена от штата Калифорния Дариэла Иссы, американский бизнес больше всего сейчас интересуют именно те страны, где можно добывать как можно больше нефти, и где в этом процессе могут поучаствовать компании из США.

В такие страны, как Иран, Венесуэла, Нигерия, американцы на данном этапе или не в состоянии вообще попасть, или гарантированно столкнутся с большими трудностями (прежде всего - политического характера). А вот Казахстан для подобного сотрудничества, по оценкам экcпертов Белого дома, подходит великолепно, тем более, что и само руководство Казахстана не прочь расширять энергетический диалог с Вашингтоном.

Сейчас Казахстан производит ежедневно 1,3 млн баррелей нефти, большую часть из которой он отправляет на экспорт. По прогнозам специалистов, к 2015 году эта производительность может быть доведена до 3,5 млн. баррелей нефти в день. Тем самым Казахстан автоматически станет пятым в мире производителем нефти (плюс к этому Астана планирует экспортировать и 79,4 млрд. кубометров природного газа ежегодно).

Получив «политический карт-бланш» на сотрудничество с Казахстаном от Белого дома, ведущие американские инвесторы - такие как нефтяные гиганты Chevron и ExxonMobil, всячески закрепляются на казахском рынке и стремятся получить как можно более выгодные (и самое главное- долгосрочные) контракты от Астаны.

Между тем в ходе бизнес-конференции в Сан-Диего представители американских нефтяных компаний сетовали на то, что в последние месяцы они все больше сталкиваются с соперничеством со стороны китайских компаний, работающих в Казахстане. Так, американская компания Chevron в рамках международного консорциума BTC Co. (через приобретенную недавно Unocal) участвует в строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, в который планируется закачивать до 20 млн тонн казахстанской нефти, которая будет доставляться танкерами из порта Актау в Баку. Тем временем на востоке Казахстана две крупнейшие компании из Китая - CNООC и CNPC, изучив возможность прокладки нефтепровода на территорию КНР, начали строительство первой очереди, которая будет завершена в декабре текущего года. Попытки американцев поучаствовать и в этом проекте в форме международного консорциума пока не увенчались успехом.

Не забывают в Вашингтоне и еще об одном важном аспекте возможного сотрудничества с Казахстаном. Ведь эта республика помимо богатых нефтяных и газовых кладовых обладает и третьими в мире запасами такого стратегического сырья, как уран (в Казахстане хранятся 21 % всех мировых урановых запасов), а к 2010 году Казахстан, по расчетам американских экспертов, может стать крупнейшим в мире экспортером этого стратегического сырья для атомной промышленности.

В этой связи американцы заинтересованы не только чисто деловым аспектом сотрудничества с Казахстаном (контракты на поставку оборудования, технолгии, обучение специалистов), но и возможностью в перспективе влиять на политику Казахстана в урановых продажах, особенно с учетом дружеских отношений, которые существуют в данный момент между Астаной и столь не любимым в Вашингтоне Тегераном.

Символично, что большой резонанс на бизнес-конференции в Сан-Диего вызвало заявление министра природных ресурсов Казахстана В. Школьника относительно возможности строительства нового нефтепровода с территории республики в район Персидского залива. Казахский министр дал понять, что правительство республики в потенциале может рассматривать территорию Ирана в качестве одного из вариантов для прокладки нефтепроводов на мировые рынки примерно через десять лет (когда нынешние технологические мощности прокачки нефти под Каспием будут уже исчерпаны).

Помимо этого, Казахстан рассматривает и еще один «нестандартный» вариант обмена нефтью с Ираном, который явно не вызывает энтузиазма у американского руководства. Согласно этому плану, казахская нефть пойдет в северные провинции Ирана в обмен на иранскую нефть, которую можно будет экспортировать с юга страны, что диверсифицирует энергетические экспортные возможности Астаны, но явно вызовет политическое раздражение в Вашингтоне.

Разумеется, в Соединенных Штатах нынешний рост цен на энергоресурсы в мире рассматривают философски - как временное и неизбежное явление. При этом целый ряд весьма влиятельных экспертов предсказывают падение цен на нефть на мировых рынках уже в течение ближайших 18-20 месяцев. Цену, до которой стоимость барреля нефти может опуститься, называют разную - тот же министр энергетики CША Самуэль Бодман считает, что она составит $35-40 за баррель.

В этом с ним согласен и министр природных ресурсов Казахстана Владимир Школьник. На бизнес-конференции в Сан-Диего он заявил, что цена на нефть в мире должна в ближайшей перспективе снизиться, но до каких пределов- пока неясно. «Я не думаю, что она станет $20-25 за баррель, скорее всего, этот коридор будет в пределах $35-40», - сказал казахский министр.

А пока стоимость барреля нефти на мировых рынках колеблется у отметки в $65-70, Казахстан будет по-прежнему оставаться для Америки важнейшим энергетическим партнером в Центральной Азии. И если руководство Казахстана успешно воспользуется выгодностью нынешнего момента для привлечения дополнительных американских инвестиций как в свой энергетический комплекс, так и сферу высоких технологий, то ему удастся и с руководством США сохранить хорошие отношения (Дж. Буш уже с радостью приветствовал решение казахского парламента провести президентские выборы в декабре сего года) и создать мощный фундамент для роста собственной экономики на ближайшие 10-15 лет.

dn.kz

Предыдущая статьяАКТИВНАЯ ФАЗА УЧЕНИЙ
Следующая статьяСенсации ташкентского процесса. Процесс над участниками андижанских событий начался с признания вины подсудимыми